Всероссийский музей декоративного искусства и коллекционер Татьяна Удрас представили выставку «Воздух», на которой представлены изделия из стекла и хрусталя, созданные на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС). Выставка приурочена к Международному году стекла под эгидой ООН.
Выставки прикладного искусства в Москве – это повод познакомиться с шедеврами разных эпох, которые имеют не только эстетическую, но и утилитарную ценность. И нынешняя выставка – одна из таких.
Известный коллекционер Татьяна Удрас, в собрании которой есть русский художественный чугун, французский революционный фаянс конца XVIII века, живописные полотна музейного уровня, в последнее время особое внимание уделяет ленинградскому стеклу. Сверкающие хрупкие экспонаты, представляющие коллекцию, не только ценны своей редкостью и художественным достоинством, но и функциональны.
Куратор выставки режиссер Павел Сеплярский отметил: «Задумывая выставку стекла, сущности сложной и загадочной, я чувствовал, что для полноценной драматургии зрительского опыта нам понадобится второй герой, чтобы дать посетителю возможность оказаться тайным свидетелем взаимодействия между ними. Так, у экспозиции появился ещё один важный персонаж — воздух. Когда такие сосуды выступают в роли объектов, а не предметов быта, они не пусты – они наполнены воздухом. Воздух пребывает в них в разных состояниях: покоится в вазах и кувшинах, заперт недвижно в графинах и пудреницах, течет в блюдах и пресс-папье. Воздух знаком со стеклом с рождения, он лепит его форму при выдувании и даже составляет его часть в виде мельчайших пузырьков. Поэтому, к примеру, объекты на выставке парят, словно зависнув в пространстве».
Всего проект объединяет свыше ста предметов, созданных на Ленинградском заводе художественного стекла. Экспериментальный завод, основанный скульптором Верой Мухиной, писателем Алексеем Толстым и химиком-технологом, специалистом в области оптического стекла Николаем Качаловым, стал главным центром отечественного стеклоделия, являясь не просто заводом, но также художественной и технологической лабораторией, в которой разрабатывались и воплощались самые передовые идеи.
Завод, известный экспериментальным подходом и новаторскими идеями и существовавший с 1940 по 1997 годы, в свое время встал в один ряд с такими центрами стеклоделия, как итальянский остров Мурано и французская фабрика Lalique. Это было уникальное в своем роде предприятие с художественной и технологической лабораториями.
ЛЗХС дал возможность многим отечественным художникам и скульпторам проявить свои таланты в работе с материалом. Талантливые мастера-стеклодувы в тандеме с учеными совершили множество открытий, включая сульфидно-цинковое стекло, названное за границей «русским чудом», а в СССР — «хамелеоном» из-за его особенности обретать любой цвет в зависимости от температуры варки — жёлтый, чёрный, синий, красный. «Играя» с температурой, изделию можно было добавить любые оттенки — контрастные переходы, полоски другого цвета.
Мастера разработали и новые способы декоративной обработки хрусталя, и рецептуры для его окрашивания, и новые формы предметов. В своем стекольном творчестве Вера Мухина была сторонником вещей, почти лишенных орнамента и каких-либо дополнительных украшений. Орнамент, по мнению Мухиной, является вспомогательной деталью, формирующей предмет, в котором должны сочетаться строгость, простота и четкость линий. Всё, что было создано в начале 1940-х годов, вошло в золотой фонд советского декоративного искусства и положило начало творческим поискам мастеров-стеклоделов на десятилетия вперед.
Начиная с 1965 года завод полностью перешел на выпуск изделий из хрусталя, а с 1968 года специализировался на выпуске сувенирно-подарочных изделий из бесцветного хрусталя и работал в таком режиме до 1997 года, когда решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга арендное предприятие «Ленинградский завод художественного стекла» было закрыто. В 2000 году коллекция музея Ленинградского завода художественного стекла была передана в Елагиноостровский дворец-музей.
Завод просуществовал всего 57 лет и в годы своего расцвета его продукция не только ничем не уступала западным образцам, но в порой и превосходила их. К сожалению, многое во время банкротства завода было разворовано или уничтожено.
Сейчас же те вещи, которые большинство из нас помнит на праздничном столе или у бабушки в серванте, сохраняются, демонстрируются и поражают потомков высочайшим уровнем мастерства, только благодаря коллекционерам.
Выставка «Воздух» открылась во Всероссийском музее декоративного искусства 21 мая и продлится до 19 июня.
Михаил Ковалев.
Фото автора