Спектакль Театра им. Вахтангова «Обратная сторона медали» – четвертая премьера сезона. В качестве режиссера здесь дебютировал артист Эльдар Трамов, бывший ассистентом у Римаса Туминаса на «Войне и мире». Собственно, идея того, что Трамов может сделать самостоятельную режиссерскую работу, принадлежит именно Туминасу.
Пьеса, выбранная к постановке – симптоматична. Имя автора, Флориана Зеллера, давно витало в арбатских коридорах. Вахтанговцы в присущей им манере обострили до предела интеллектуальную драматургию Зеллера, одновременно уведя действо в мягкое ироничное существование. Это, конечно, не могли не оценить зрители.
Тема пьесы весьма актуальна: характерной чертой современного общества является лицемерие, а речь в «Обратной стороне медали» идет именно о нем. «Мы привыкли говорить одно, думать другое, делать третье. И самое время, – считает Эльдар Трамов, – задуматься об этом нашем общем свойстве».
Вторя режиссерскому замыслу, художники Максим Обрезков и Александр Матвеев придумали стильную сценографию: черное пространство постоянно перетекает в белое, белое – в черное. Игра света (как и игра страстей) доходит до фарсовости Театра теней, где персонажи теряют личность и становятся лишь силуэтами – «то ли люди, то ли куклы».
Фабула спектакля «Обратная сторона медали» такова: семейная пара среднего возраста приглашает к себе на ужин друга с его новой возлюбленной, из-за которой тот оставил жену. Появление сексапильной Эммы заставляет хозяев дома испытать самые разные эмоции. Возникшее чувство неловкости при первом знакомстве порождает атмосферу постоянного напряжения и противоречивых внутренних монологов. Собственно, визуализация этих монологов, идущих вразрез с реальностью, и представляет основную «фишку» режиссерского решения Эльдара Трамова.
Чету хозяев играют Евгений Князев и Яна Соболевская, гостей – Игорь Карташёв и Ася Домская. В спектакле появляется еще один герой, которого нет в пьесе – молчаливый, вносящий дополнительную интригу персонаж Светланы Йозефий. Она периодически перемещает элементы декорации. Кстати, среди переводов названия пьесы «L’envers du decour» как раз и есть «перемена декораций» или «фасадов», то есть – нечто, не имеющее завершенного решения.
Одни и те же события зритель в этой постановке видит по нескольку раз. Сдержанный вариант, «застегнутый на все пуговицы», отражает реальность. То, что происходит при меркнущем свете – потемки душ героев, где разворачивается альтернативный сюжет.
«Обратная сторона медали» – это четыре артиста, четыре непохожих человека, четыре образа, стоящих особняком друг от друга. Чувства героев ловко задрапированы вуалями приличий. Но режиссерское решение, визуализирующее ситуацию, которая разыгралась бы, проявись эти чувства наружу, дает нам возможность разобраться в самой сути происходящего.
Невинная дружеская вечеринка эта наступает на мозоли страхов всех ее участников. Мы видим, что дружба Патрика (Игорь Карташёв) и Даниэля (Евгений Князев) строится на скрытом соперничестве. Патрик постоянно пытается подчеркнуть свое превосходство. И вино-то он принес другу – самое дорогое. И молодая женщина, с которой закрутил роман – самая обворожительная. И терраса нового дома с видом на Эйфелевую башню – самая фешенебельная.
Карташев «лепит» образ Патрика на грани фола: перед нами импозантный Элвис Пресли, с ярким рок-н-рольным прошлым и петушиным гребнем на макушке. Не человек – а сплошной праздник. Патрик вызывающе смеется, громогласно шутит, картинно разваливается в кресле. «Гордец и враль», он – из тех людей, которые обычно считаются душой компании, и чувствуют себя подарком для окружающих. Но внимательный взгляд скоро начинает видеть «обратную сторону медали». На дне подчеркнутого веселья Патрика, на дне его светского трёпа притаилась тень неуверенности. Оттого-то и привел он к приятелям свою молодую пассию, что вовсе не убежден, что сможет с ней прожить остаток жизни. Герою действительно важна реакция друзей. Ведь и Даниэль находится в сходном положении: он тоже женат на Изабель не одно десятилетие. Кто, как не Даниэль, лучше всего поймет Патрика и даст обратную связь?
Карташёв нашел совершенно новую краску в своей богатой актерской палитре: мы таким его еще не видели. В его Патрике всё – через край (очень, кстати, опасный ход, на который может отважится только настоящий Мастер). Здесь всё гротескно, навыворот, словно нет в этой душе ни одного темного закоулка. Но поверив в это, зритель в какой-то момент вдруг погружается в непонятную ему щемящую тоску. С чего бы? Такой эффект, конечно, достигается не просто мастерством и талантом, но еще и самой личностью артиста, за которой читается Судьба.
Даниэль же в замечательном исполнении Евгения Князева, напротив, предстает добропорядочным семьянином, панически боящимся обнаружить перед супругой свои мысли. Князев делает своего героя «человеком в футляре», поначалу настолько лишенным собственного голоса, что он не способен даже задымить сигарой в своей гостиной. Но это вовсе не означает, что перед нами бесхарактерный человек. Скорее, Даниэль – из тех ранимых людей, которые необыкновенно тактичны и в отношении ближнего. Он некогда страстно любил красавицу-жену, но годы простых семейных радостей заставили подзабыть о том, что свело супругов вместе. Собственный выбор женщины, восхищение ею и радость жизни под общей крышей выродились для Даниэля в какой-то бытовой ритуал. Он боится обнародовать свои мысли, и вместо разговора о главном, вынужден обсуждать с супругой квоты на молоко в Европе.
Появление на пороге их дома сексапильной Эммы становится для Даниэля настоящей провокацией. Волны страсти накатывают на него, словно разбушевавшийся океан, грозя поглотить с головой. Глядя на Эмму , он впервые за долгое время задает себе вопрос: «Сколько же времени у меня не было секса?!» Герою Евгения Князева предстоит «включить мозги» и вспомнить, на каком «камне» он, собственно, построил свою крепость, и заново расставить приоритеты. Даниэль сравнивает подлинную героиню своей жизни Изабель с пришлой красавицей Эммой и понимает, что его проблема вовсе не в женщинах, а в нем самом. Его несвобода – результат рамок, в которые он сам себя загнал. Мастерство Евгения Князева в этой роли, конечно, впечатляет – мы видим его витийствующим, ранимым, романтичным, сварливым, злящимся – разным. И потому – очень близким и понятным.
Интересен и образ Изабель. Яна Соболевская наделила ее чертами холодной светской львицы – в меру образованной, в меру умной и утонченной. В юности героиня была невероятно красива, да и сейчас – эффектна. Но Изабель никак не может понять, что заставило Патрика бросить умницу-жену и связать свою жизнь с простушкой, сидящей в их гостиной. Эту загадку Изабель искренне силится разгадать. Ведь ее собственная судьба так сходна с судьбой жены Патрика. И раз развод грозит подруге, то и ей тоже может грозить одиночество. Тем более, что Даниэль в своем стремлении соперничества с Патриком уже «сделал стойку» на Эмму.
Ася Домская прототипом Эммы выбрала расхожий образ Мерилин Монро в белом пышном платье. Правда, взяла она только его внешнюю составляющую, потому что внутренний мир персонажа нарочито незамысловат. На эту простоватость мужчины слетаются как мотыльки: на подобном фоне любой из них чувствует себя мачо. Эмма весело смеется над всеми шутками мужчин, умело поднимая их чувство собственной значимости. Она не пытается никого переделать. Зато ловко добивается удовлетворения своих маленьких женских прихотей.
В спектакле «Обратная сторона медали» зеллеровские герои, словно в фантастическом фильме, проживают в головах бесконечные параллельные жизни. «Что я должен был бы сказать?», «Что мне следует на это ответить?» – не правда ли, знакомая каждому ситуация? Но в финале они вдруг открывают для себя, что для счастья всего-то и нужно – оставаться собой. Жить так, как хочется, сбросив лишнее. Ну, и, разумеется, дать такое же право на свободу человеку, находящемуся рядом.
Елена Булова.
Видео автора, фото предоставлено пресс-службой театра
Читайте также
В Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «Люблюнемогу»