Комплексы скрытого досмотра мгновенно отсканируют интернет-активность

Информация о создании в России комплекса безостановочного и скрытого досмотра, который в числе прочего сможет оценивать степень опасности человека для окружающих, в том числе используя данные о его активности в социальных сетях вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Оценить такое новшество с точки зрения закона, защищающего, в том числе, неприкосновенность частной жизни, «Московская правда» попросила ведущего юриста компании «Объединенный юридический центр «Парфенон» Павла Уткина.

Про совершенствуемый функционал разрабатываемого комплекса безостановочного и скрытого досмотра в интервью ТАСС на днях рассказал генеральный директор Радиотехнического институт имени академика Минца (РТИ) и АО «НПК «НИИДАР» (НИИДАР) Юрий Аношко. Отвечая на вопрос, ведется ли модернизация комплекса, представленного РТИ на форуме «Армия-2021», он ответил, что разработчики пошли намного дальше функции идентификации людей.

«Мы разработали базовые инструменты профайлинга людей, исходя из их сетевой активности на платформах TikTok, Youtube, «Вконтакте», Facebook (Деятельность в России признана экстремистской и запрещена – прим. ред.), «Яндекса» и других сервисов. Система позволяет создать профиль человека и оценить степень угрозы для людей по совокупности характерных признаков во время прохода через комплекс досмотра. В комплекс безостановочного скрытого досмотра, помимо системы профайлинга, будет внедрена система распознавания микровыражений лица и походки для достоверного и заблаговременного выявления потенциальных угроз для общества», – рассказал в интервью Юрий Аношко.

При этом, по его словам, на комплекс уже есть заявки от силовых структур. Кроме того, большой интерес система профайлинга людей вызвала у крупных компаний.

«Если называть вещи своими именами – это вполне себе полноценная глобальная слежка за гражданами государства, в чем-то схожая с китайской системой социального рейтинга, которая может быть внедрена в ближайшие годы, – считает юрист Павел Уткин. – Фактически, это тотальный анализ всего, чем человек занимается, и суть здесь почти наверняка не в выявлении преступных элементов, а в слежке и анализе поведения «неугодных». Неспроста эта система заказывается пока что только силовыми структурами, а ее анализ доходит до микровыражений лица и походки. По сути, это в большей степени должно использоваться в режимных объектах особой важности, а не для слежки за всем населением страны в перспективе».

Тезис о том, что этот комплекс может заменить обычные рамки досмотра на вокзалах, стадионах и в аэропортах, по мнению Павла Уткина, это искажение фактов.

«К тому же достоверность данных, которые будет выдавать искусственный интеллект, почти наверняка будет далека от идеального результата, поскольку пока что эта система толком нигде не была опробована», – считает он.

Юрист уверен, что с точки зрения неприкосновенности частной жизни к системе наверняка будет масса вопросов, поскольку следить в итоге она будет не только за преступными элементами или людьми, которые интересны силовым ведомствам, но и непосредственно за ними тоже.

«Так что моментов, которые необходимо прояснять, здесь масса – от алгоритма анализа активности в соцсетях и интернете до того, по каким признакам система будет распознавать агрессию и как об этом будут извещать силовиков на тех же стадионах или вокзалах», – выразил свое мнение Павел Уткин.

Кстати

Статья 23 Конституции РФ гласит:

«1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

Между тем сообщения, посты, переписка в соцсетях и мессенджерах вполне могут быть признаны не частными, а публичными, поскольку увидеть их может не один конкретный человек, а группа лиц или вообще любой желающий. И давно уже не секрет, что в своих целях профайлингом активности человека в соцсетях пользуются не столько спецслужбы, но и отделы кадров некоторых предприятий или, к примеру, судебные приставы. Правда, в подобных случаях речь идет о конкретных людях и явление не носит такого массового характера, который предполагает внедрение системы безостановочного и скрытого досмотра в общественных местах.

Фото Александра Авилова / Агентство “Москва”

система досмотра. Фото Александра Авилова / Агентство "Москва"

Добавить комментарий