Рост цен на автомобили, который начался в 2021 году, набрал обороты на фоне санкций, резкого скачка курса доллара и проблем с транспортировкой. И укрепление рубля не привело даже к намеку на тенденцию к снижению стоимости машин. Так что сейчас в России одни из самых высоких цен на автомобили по сравнению с мировым рынком.
Популярные марки, такие как Hyundai Solaris/Accent, Renault Duster, Nissan Qashqai, Mazda CX-5 и другие подобных классов, стоят в России дороже, чем в Европе или США, на 7 – 10, а то и более тысяч долларов.
Дорожает всё, и только подержанные праворульные японские машины начали дешеветь в Новосибирске. Такая информация появилась на автомобильном портале carsweek.ru.
К примеру, в конце зимы 2022-го востребованный хэтчбек Honda Fit с 1,3-литровым двигателем 2018 года производства подешевел с 916 000 рублей до 832 000рублей. Переднеприводный минивэн Honda Stepwagon 2017 года с полуторалитровым мотором и автоматической коробкой передач в мае нынешнего года предлагался за 1 330 000 рублей, что на 192 000 дешевле февральских предложений. Кей-кар Daihatsu Move с 0,7-литровым двигателем 2018 года выпуска можно купить за 675 000 рублей вместо первоначальных 723 000 рублей.
Но это скорее исключение, чем правило. С февраля автодилеры уже неоднократно пересматривали ценовую политику, и сегодня сложно прогнозировать, как будут меняться цены на автомобили в целом по рынку – на это влияет множество факторов, рассказала директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова.
«Цепочки поставок всё еще перестраиваются. Если говорить о стоимости автомобилей, произведенных в России, то здесь тоже есть зависимость от поставок иностранных компонентов и запчастей. Однако цены не могут расти бесконечно – падение спроса скорректирует стоимость автомобилей», – считает Овчинникова.
Специалист рекомендует принимать решение о покупке автомобиля исходя из своих возможностей. При этом она не советует ожидать значительного снижения цен, особенно на европейские марки. Так что откладывать покупку автомобиля, есть в нем есть потребность и есть финансовая возможность, не стоит.
Приобретение автомобилей у перекупщиков может казаться более выгодным вариантом, но здесь есть ряд существенных рисков.
«Во-первых, вы не можете быть уверены в том, что авто проверено, не находится под арестом и не попадало в ДТП. Во-вторых, техническое состояние автомобиля также может быть хуже заявленного, здесь зачастую срабатывают мошеннические схемы. Кроме того, вы не получаете гарантию на машину. В итоге на разрешение последствий покупки автомобиля у недобросовестного перекупщика, а также на его ремонт может уйти немалый бюджет, и сэкономить в конечном счете не получится», – объясняет Овчинникова.
А вот услугой трейд-ин воспользоваться можно, если владелец в любом случае хочет продать машину, чтобы с использованием вырученных средств приобрести новый автомобиль. В этом случае, по мнению эксперта, откладывать покупку тоже не стоит, поскольку сейчас у дилеров еще есть определенный товарный запас автомобилей, а вот дальнейшие перспективы пока довольно туманны.
Что касается сегмента авто премиум-класса, который весьма ограничен, – налаженных поставок по большинству премиальных брендов еще нет, поэтому стоимость автомобилей здесь, скорее всего, будет держаться на высоком уровне более длительное время.
Отечественный автопром пока тоже не радует ценами – они растут. Однако ситуация может скорректироваться, если отечественные производители решат проблему с поставкой автокомпонентов для производства.
Как рассказали «Московской правде» в компании ГК «Автодом», автомобили, ввезенные в Россию в феврале – марте, были закуплены при более высоком курсе доллара, и цены на них уже не изменятся. Удорожание сырья, контейнеров для перевозки, более сложные логистические маршруты, ограниченное предложение на рынке новых автомобилей европейских марок, а также сохраняющийся спрос не позволяют ожидать существенного снижения стоимости автомобилей в ближайшие месяцы.
«Более того, авторынок, как правило, демонстрирует ежегодно растущую динамику цен на автомобили. В прошлом году они росли на 1 – 3% в месяц, а в марте этого года поднялись на 30%. При этом продажи в первый весенний месяц упали на 63% – до 55 тысяч автомобилей, а с марта по май 2022 года – примерно на 80% по сравнению с весной прошлого года», – отметили в пресс-службе компании.
По ее словам, сегодня ставки по автокредитованию снижаются. Это будет стимулировать спрос на авто, обострит дефицит на авторынке и снова приведет к росту стоимости автомобилей. Поэтому, если запланирована продажа машины с пробегом и покупка нового, откладывать сделку в ожидании снижения ставок по автокредитованию и уменьшения цен на фоне укрепления рубля не стоит.
Эксперт отмечает, что к концу марта продажи автомобилей с пробегом в возрасте до трех лет увеличились примерно на 30% к 2021 году. Кроме того, нехватка новых автомобилей на российском рынке, низкий курс японской иены, падение цен на дальневосточных аукционах и неопределенность относительно перспектив импорта из Японии стимулировали в мае 2022 года покупательский спрос на новые зарубежные автомобили и авто с пробегом в Приморье. Количество заказов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло примерно на 50%.
Владелец компании по прокату автомобилей «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев уверен, что сегодня повторяется ситуация 2014 года – спекуляция в моменте. В отличие от предыдущих экспертов Матвеев считает, что автомобили сейчас покупать не стоит, поскольку цены необоснованно завышены.
«Если нет острой необходимости в автомобиле «здесь и сейчас», рекомендую отложить покупку плюс – минус на год и задуматься о каршеринге или аренде автомобиля вместо приобретения его в собственность. Очень возможно, что это будет куда более выгодно с точки зрения нагрузки на бюджет, чем покупка новой или б/у машины», – советует эксперт.
По его мнению, сейчас нельзя ориентироваться на цены, которые рекомендуют автомобильные компании в РФ. Есть повсеместная тенденция на снижение цен. Причем в каждом регионе цены могут быть разные.
«Если ищете машину сейчас, советую звонить продавцам в разные города, выезжать лично и торговаться. К примеру, Lada в прошлом году била рекорды по продажам, но будет ли это продолжаться? Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена. Поэтому, производителю нужно будет постараться сохранить это преимущество», – говорит Матвеев.
Эксперт отметил, что в прошлом году не хватало бюджетных моделей Hyundai, Kia, Volkswagen и т.п. Сложившейся ситуацией пользовались китайцы (и продолжат пользоваться сейчас, в кризис). Они быстро решают проблемы с дополнительными поставками автомобилей. Против них играет только пока еще настороженное отношение к продукции китайского автопрома потенциальных покупателей, неуверенных в том, смогут ли они в будущем более-менее выгодно продать приобретенный актив.
Так или иначе, несмотря на разные мнения экспертов, в одном они схожи – цены на автомобили растут. Покупать сейчас или отложить покупку – тут каждый решение должен принимать сам. Судя по всему, падение цен ожидается, но когда это произойдет – прогнозировать никто не решается, боясь ошибиться. Тем не менее большинство специалистов советуют: если есть деньги и необходимость в машине – покупайте.
Сергей Мохарев.
Фото Михаила Ковалёва
Ммм. Да уж, владельцам иностранных машин сейчас не позавидуешь. С запчастями будут очень большие проблемы. Параллельный импорт может частично покрыть спрос, но явно не полностью. Да и цены через лишних посредников, каждый из которых захочет отщипнуть себе, будут очень сильно завышены.
Аналоги в помощь