В Манеже открывается выставка уникальных экспонатов музея-заповедника «Коломенское»

В Новом Манеже в Москве открывается выставка «Коломенское. 100 шедевров русского искусства. Вне границы времен».

Выставочный проект Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское – Измайлово» представлен в рамках Года культурного наследия народов России и откроет череду мероприятий, приуроченных к 100-летию создания музея-заповедника «Коломенское», которое будет отмечаться в 2023 году.

«В следующем году музею-заповеднику «Коломенское» исполнится 100 лет. Начинание, созданное благодаря неиссякаемой энергии Петра Барановского, продолжается до сих пор. Сегодня Коломенское – это богатейшая коллекция, в которой почти 170 тысяч предметов. Посетители выставки в Новом Манеже смогут увидеть наиболее яркие экспонаты. Этому показу предшествовала большая многолетняя работа реставраторов музея и хранителей музейных фондов. Особенностью станут развернутые тексты и аннотации к отдельным памятникам, которые помогут взглянуть на привычное и любимое многими Коломенское с неожиданного ракурса», – сказала Марина Люльчук, директор Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское – Измайлово».

Коломенское – одно из древнейших  и самых красивых мест Москвы. Это уникальный, единственный в своем роде заповедник с памятниками истории, архитектуры, археологии и природы, расположенный  недалеко от центра города. Коломенское хранит историческую память не только в каменных и деревянных постройках, но и в крупнейшей разнообразной музейной коллекции, которая  насчитывает более 170 тысяч предметов.

С первых лет основания в бывшей царской усадьбе Коломенское государственного музея начала формироваться музейная коллекция – уникальное собрание древнерусской иконописи, памятников декоративно-прикладного искусства и археологии. Источником для музейного собрания послужили произведения искусства,  спасенные энтузиастами из закрытых для богослужения церквей и монастырей, покинутых дворянских усадеб,  покинутых деревень Русского Севера, Центральной России и Поволжья. Большая часть памятников была привезена лично основателем музея, историком и  архитектором Петром Барановским.

Музей-заповедник первым среди российских музеев стал собирать коллекции архитектурной направленности. При  массовом (и часто непродуманном) сносе зданий гражданского зодчества и церковной архитектуры во время реконструкции Москвы в 1930-е годы, собрание пополнились белокаменной резьбой, коваными металлическими решетками, колоколами. Изразцы, снятые с фасадов московских храмов, положили начало коллекции, ставшей впоследствии самой крупной в России. Уникальная коллекция фрагментов русской деревянной архитектуры была собрана во время экспедиций по Московскому краю и другим регионам России. В стенах музея эти памятники получили новую жизнь и сохранены как часть национального культурного достояния.

На выставке в Новом Манеже представлена лучшая часть коллекции – древние иконы, золоченая резьба иконостасов, изразцовый и белокаменный декор московских зданий, художественный металл, образцы деревянной домовой резьбы. Особое внимание  специалисты музея уделили  московским памятникам – произведениям, созданным выдающимися московскими иконописцами, резчиками, литейщиками и другими мастерами, создававшими неповторимый облик древней русской столицы.

Большинство экспонатов (детали деревянной золоченой резьбы и скульптуры, мебели, предметы этнографии; фрагменты белокаменной резьбы) непосредственно связаны с сохранившимися или ныне безвозвратно утраченными церквями и архитектурными памятниками Москвы XVI-XIX вв. такими, как Сухарева башня, церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках, церковь Николая Чудотворца «Большой Крест», а также Николо-Угрешский и Симонов монастыри. Датировка экспонатов охватывает период с XVI по XIX столетия.

Многие предметы XVII века из собрания Коломенского могут соперничать с произведениями из коллекций ведущих музеев страны. К их числу относятся иконы и золоченая резьба работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, памятники Русского Севера (из Холмогор, Соловецкого монастыря, Сумского посада, Вологодской и Нижегородской губерний).  Настоящим украшением выставки стал прекрасный керамический камин  работы Михаила Врубеля «Микула Селянинович и Вольга», созданный в 1898 — 1899 годах.

За этой  замечательной выставкой стоит кропотливая работа реставраторов и хранителей музея. Они отобрали и восстановили уникальные предметы, сохранив наследие для потомков.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x