Бывшие рестораны сети McDonald’s открылись в России под брендом «Вкусно и точка». Яркий плакат с надписью «Название меняется – любовь остается» виден издалека, привлекая на культовую «точку еды» – угол Пушкинской площади – многочисленных любителей бывшего американского, а теперь уже отечественного фастфуда.
Объявив в преддверии открытия заведений их новое название, гендиректор компании Олег Пароев отметил, что оно «легко интегрируется в существующие концепции сервиса».
«Я уверен, что в скором времени оно будет у всех на устах», – заявил Пароев.
Он также пообещал сохранить качество и уровень сервиса, к которому привыкли гости заведения.
В сети питания «Вкусно и точка» изменились цены.
«Цель — оставаться одним из доступных брендов, вкуснейшим продуктом за доступные деньги», — сказал Пароев.
Планируется возобновить работу всех 850 ресторанов в течение двух месяцев. В дальнейшем количество точек сети может возрасти с 850 до 1000, отметил хозяин обновленной сети Александр Говор. Первые рестораны «Вкусно и точка» начнут кормить посетителей в Москве и Московской области, затем состоится открытие ресторанов на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале.
Сейчас у Александра Говора более 600 собственных заведений сети и чуть более 200 — партнерских. Бизнесмен при этом заявил, что американская компания может вернуться на российский рынок в течение 15 лет. Поговаривают, что иностранцы покусывают локти от колоссальных потерь: финансовый отчет компании гласит, что убытки McDonald’s из-за ухода из России составили $127 млн, а руководство сети заявило о своем желании рано или поздно вернуться в нашу страну.
Новый владелец обязуется сохранить персонал сети и эквивалентные условия для сотрудников как минимум на два года, а также выплачивать зарплаты и выполнять существующие обязательства перед поставщиками, арендодателями и коммунальными службами. Федеральная антимонопольная служба к началу июня одобрила сделку, отметив, что она «не приведет к ограничению конкуренции на рынке услуг общественного питания», а также «позволит сохранить рабочие места для сотрудников и обеспечить дальнейшую деятельность системообразующей организации в пределах страны».
Александр Говор заявил, что чувствует поддержку со стороны государства, компания, по его словам, уже вошла в перечень системообразующих организаций экономики России.
На открытие обновленного McDonald’s, вернее, теперь уже «Вкусно и точка», приехали многочисленные иностранные журналисты, а около дверей нового-старого ресторана люди стали собираться задолго до часа «Х», то есть 12.00, на которое было намечено открытие. В очереди были и те, кто первым попробовал вкус заморского бутерброда с котлетой в годы перестройки, и те, для кого поход в это заведение стал первым в жизни. Люди обсуждают новое меню и цены, названия блюд, вид упаковки, радуются возвращению бесплатных туалетов. Пришли и бывшие сотрудники Макдоналдса, и даже люди, которые стояли в очереди перед открытием первого ресторана в Москве в 1990 году. Правда, все отметили, что в советское время к открытию людей пришло в разы больше.
Среди первых посетителей ресторана был и Сергей Собянин. Он поздравил команду с открытием и подписал памятную табличку «В день рождения нового российского бренда». Мэр Москвы напомнил, что «Вкусно и точка» – полностью отечественный продукт: от производства до поставок.
Новый слоган заведения гласит: «Название меняется, любовь остаётся». Работники в хорошем настроении (еще бы: их не уволили, платили зарплату в месяцы простоя, а сейчас вновь предоставили работу). На форме красуется значок с надписью «Те самые улыбки». Униформа сотрудников тоже изменилась. Так как сеть обязана провести тотальное дебрендирование, после открытия ни в одном помещении и даже за пределами ресторана нельзя использовать никакие узнаваемые предметы одежды со старыми логотипами. Знаменитые бейсболки, а также галстуки, фартуки, ремни и прочие атрибуты со значком McDonald’s исчезли. Зато кухня заведения не изменилась: всё оборудование осталось прежним, из нового – только новые упаковки и булочки для бургеров. К слову, упаковка еды теперь белая, но тут дело не в моде и стиле, а в том, что с краской проблемы…
Ранее российский а-ля Макдоналдс представил новый логотип: на нем изображены символы ресторана: две желтые линии (как считается, они представляют палочки картошки фри) и желто-оранжевый круг (бургер). Фон для логотипа выбрали зеленый: в пресс-службе компании объяснили, что это должно символизировать «качество продукции и обслуживания». Цвета, на мой вкус, не самые приятные, да и палочки с кружочками аппетита не вызывают. Сеть, пришедшая на смену Макдоналдсу, собирается использовать новый логотип в рекламной кампании, а также выпускать с ним одежду, зонты и рюкзаки.
Итак, что будем заказывать? В ресторане не будет бургеров «БигМак» и «Биг Тейсти», а также мороженого «МакФлурри» и «Макфлурри Де Люкс» из-за стойкой ассоциации с брендом McDonald’s. Руководство обещает, что в ближайшем будущем появятся достойные замены этих блюд, которые потребители оценят и полюбят. Сейчас россиянам доступны чизбургеры, гамбургеры, чикенбургеры и многие другие привычные блюда с новыми названиями. Посетителям предложат стрипсы, креветки, шримп- и цезарь-роллы, снек-боксы и сырные палочки. Среди десертов — пирожки, пончики, яблочное пюре «Агуша», рулетики с творогом и изюмом. Вместо кока-колы предлагают знаменитые лимонады из Черноголовки.
Кроме того, компания не исключает возможности, что будет предлагать более острые блюда в зависимости от региона (например, на Кавказе и в Сибири). Как рассказал Александр Говор, раньше McDonald’s не позволял вносить такие коррективы в меню из-за жестких стандартов концепции.
Завтраки в заведениях сохранятся и даже станут более разнообразными. Хашбрауны будут называться «картофельные оладушки», «МакТосты» и «МакМаффины» превратятся просто в «тосты» и «маффины». Еще в утреннее меню добавят блины, несколько вариаций омлетов и яичниц.
А вот обожаемые детьми наборы с игрушкой продавать пока не будут.
В ресторане подчеркнули, что готовят блюда из прежних продуктов — поставщики не изменились. Но ресторан не сможет повторять в работе рецепты McDonald’s полностью – речь идет о запатентованной интеллектуальной собственности, которая не принадлежит россиянам.
Компания пока запустила свое приложение в AppStore, которое называется «Мой бургер». Но это временно, и, как только компания окончательно определится, с названием, приложение сменит имя.
Кстати, сотрудники уже давно не выкликают легендарное «свободная касса», новые технологии позволяют сделать заказ сидя прямо за столиком с помощью своего телефона, причем на пяти иностранных языках.
Кстати, в некоторых странах и регионах давно работают рестораны — аналоги McDonald’s. В Иране, откуда американский фастфуд был вынужден уйти после исламской революции 1979 года, в 2015 году был открыт ресторан Mash Donalds. Владельцы заведения используют известный во всем мире логотип в виде буквы М и в целом стремятся воссоздать атмосферу настоящего McDonald’s. В ДНР, откуда McDonald’s ушел в 2014 году после начала вооруженного противостояния в Донбассе, в 2016 году было открыто несколько заведений под названием «ДонМак», размещенных в бывших помещениях McDonald’s. Ассортимент, фирменные упаковки и интерьер изменены, но сильно напоминают известную сеть ресторанов быстрого питания. В ЛНР на месте закрытых McDonald’s работают кафе «МсДак», на логотипе которых изображен диснеевский селезень-богач Скрудж Макдак, а меню напоминает оригинальные рестораны сети; в Чеченской Республике есть свой аналог McDonald’s — сеть «Маковский». Рестораны работают в Грозном. Вместо «Биг Тейсти» там подают «Макси Тейсти», а привычный брендинг заменен практически идентичным логотипом с надписью «Маковский».
Справка
Первый ресторан McDonald’s открылся в столице, на Пушкинской площади, 31 января1990 года. В первый день работы его посетили около 30 тысяч человек, что стало рекордом для сети. Открытие невиданной в Советском Союзе не просто точки общепита, а символа начала новой эпохи во взаимоотношениях страны с Западом, сопровождалось большим ажиотажем — чтобы ощутить особый вкус американской еды (а по сути, картошки и котлеты с хлебом), люди стояли в очереди по несколько часов. В 1996 году первый ресторан начал работать в Санкт-Петербурге. К 1999 году в России работали 50 точек в крупных городах, в том числе в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и других. С 2012 года рестораны сети начали работу в аэропортах и на вокзалах.
Михаил Ковалёв.
Фото автора
Хотелось бы, чтобы в меню обновлённого МакДональдса было побольше полезных блюд: пора бы людям отвыкать от фаст-фуда, здоровья он точно не приносит!
Мне только одной кажется, что в последнее время еду возвели в культ и в жизни главное – порадовать свои вкусовые сосочки?