Председатель Госдумы Вячеслав Володин провел в понедельник, 27 июня, митинговое обсуждение проблем высшего образования. Мероприятие было организовано по инициативе Володина с претензией если не решения всех проблем образования, то хотя бы определения пути его реформирования. В результате состоялся очередной обмен мнениями, из которых невозможно даже составить репрезентативную картину сложившейся системы образования.
Инициатива председателя Думы была связана с тревогой депутатов по поводу глобальных перемен и вызовов, на которые надо отвечать. Теоретически Россия уже не обязана нести кабальные международные обязательства. Однако обсуждение прошло так, будто ничего особенного в мире не случилось.
Часто поминали академическую мобильность без пояснений, имеется в виду мобильность внутри или за пределами страны.
Из выступлений ректоров не всё было понятно, но председатель Володин часто выступал арбитром и расставлял мысли по полочкам.
Некоторые существенные моменты были традиционно упущены. Например, вред ранней специализации в школе. Или ситуация, когда в старших классах школьники перестают учиться и только готовятся к ЕГЭ по выбранным предметам.
Из выступлений участников понятно, что плоха не сама по себе Болонская система или ЕГЭ, а сопутствующий вред, ни с какой системой напрямую не связанный. Тем не менее, ораторы традиционно выступали против ЕГЭ и Болонской системы. Им оппонировал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Получилось вроде бы так, что взаимное признание дипломов инициаторы присоединения России к Болонскому процессу не обещали. Взаимное признание дипломов определяется межправительственными соглашениями. У России 43 таких двухсторонних межправительственных соглашения и есть многосторонние с азиатским пулом.
Стремление вдогонку отмыть Болонскую систему – якобы она ни к чему не обязывала – вступает в логическое противоречие с тем, как ее продавливали.
Что касается ЕГЭ, то возражения против него таковы, что, очевидно, без него будет еще хуже в нынешних условиях. Следует исключать прямой контакт обличенных властью лиц с зависимыми людьми. Об этом, естественно, не говорили, учителя в подавляющей массе против ЕГЭ. Они не только избиратели, но и оплот избирательной системы. Поэтому катаклизма не избежать.
Аналогичная ситуация с осуждением формата аспирантуры как третьего этапа образования и призывами вернуть подготовку ученых. Как будто низкий процент защит и проблемы последующего трудоустройства связаны с обозначенным форматом.
Вячеслав Володин начал слушания с предложения поприветствовать докладчика. Интерес к слушаниям беспрецедентен. Каким бы разговор ни был, как бы он ни сложился, без участия министра науки и высшего образования его бы не было.
Валерий Фальков хорошо подготовился в плане цифр, но не планов. Он рассказал, что система образования выстраивалась в других условиях. Существенное влияние на нее оказала Болонская система. Она оказалась неэффективной в подготовке бакалавров за четыре года. Некоторые университеты по собственной инициативе перешли к пятилетней подготовке бакалавров.
Некоторые работодатели не признали бакалавриат. Для трудоустройства юристов требуется два диплома – бакалавра и магистра – по одному направлению, «Юриспруденция».
На практике студент четвертого курса по журналистике поступает в магистратуру по юриспруденции. Министр задается риторическим вопросом: «Кто этот человек?»
Дальше в речи министра последовали лозунги и призывы выйти из слепого копирования чужого опыта и следования чужим стандартам. Лучшее отечественное образование всегда отличалось фундаментальностью, и надо сохранить фундаментальность в новом прочтении. Обеспечить технологический суверенитет страны. Отверточная сборка способствовала облегченному инженерному образованию и снизила спрос на инженера-творца.
Министр Фальков выступил за открытость образования и обещал увеличивать академическую мобильность, привлекательность высшего образования для иностранных студентов, выпускников школ за рубежом. Есть запрос на гибкость образовательных программ. Надо предоставлять каждому студенту выбор маршрута образования.
В России учатся 34 598 иностранных студентов. Министерство удваивает квоту для иностранных студентов до тридцати тысяч. Фальков сказал, что нужно повышать качество образования, и тогда к нам еще больше будут ехать.
Министр высказался против частой смены образовательных стандартов и призвал подумать о моратории на изменение стандартов в течение какого-то времени. Дать возможность преподавателю спокойно работать со студентами. Образование должно быть практичным, необходимо внедрение цифрового модуля во все направления, а не только увеличение специалистов по IT.
В конце своей речи министр сказал, что нам нужно по-другому организовать воспитательную работу.
Так и хочется ответить словами комического персонажа: «Простите, не нам, а вам».
О планах по реформе высшего образования сказал президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий. Он подчеркнул, что не все университеты Европы присягнули Болонской системе, они дорожили традициями. Например, во Франции подготовка инженеров – пять лет.
Россия присоединилась к Болонской системе в 1993 году. Был подписан приказ о двухуровневой системе. Отношение Садовничего к Болонской системе известно: Российская система образования и до подписания Болонской декларации была гибкой, но 93% студентов получали подготовку по программе «специалитет».
Получить бесплатное образование можно было по программе четыре плюс один. Затем отношение стало обратным, только 20% специалистов. Сегодня нам предстоит выстроить систему на основе преимуществ отечественного образования.
Садовничий на примере МГУ предлагает три варианта. Первый вариант: пять лет с одной квалификацией или шесть – с двумя. Второй вариант: интегрированная магистратура, фактически тот же специалитет. Третий вариант: доминирующая сейчас модель бакалавриата с правами трудоустройства и отдельными цифрами приема в магистратуру.
Садовничий предлагает сделать магистратуру сквозной, 95% поступают в магистратуру по той же специальности. Ректор настаивает на большей автономии университета в выборе образовательных траекторий.
Володин напомнил, что в стране 501 государственный вуз и 216 частных.
Председатель комитета ГД по высшему образованию Сергей Кабышев выступил уклончиво. Призвал исключать как догматизацию иностранных моделей, так и их отрицание.
В ответах на вопросы Фальков объявил, что, как ни странно, качество образования обеспечивает живое общение. В то же время министр не отвергает и дистанционное образование как дополнительную форму.
Садовничий, со своей стороны, сказал, что очное обучение – это будущее нашего образования. Важно вместе ходить по коридорам и обсуждать учебные вопросы со своим преподавателем.
Фальков согласился с тем, что специалитет может быть самостоятельным уровнем образования. Это законодатель решает. Надо дать возможность поступать на бюджетные места в магистратуру. Бакалавриат реализуют четыре года, дальше за свой счет. Сегодня у нас всего 19,8% магистратуры, будет 28%.
Садовничий предложил выделять контрольные цифры на специалитет.
Володин поддержал правильное предложение, специалитет надо защищать. Идет борьба за деньги в ущерб знаниям.
Садовничий пояснил, что интегрированная магистратура была вынужденным решением десять лет назад. Обучение шесть лет – фактически тот же специалитет. В МГУ 95% студентов идут в интегрированную магистратуру, то есть голосуют ногами.
Ректор МГУ считает, что мы сделали ошибку, признав аспирантуру третьей ступенью образования. Менее десяти процентов аспирантов защищают диссертацию. Необходимо вернуть аспирантуру как подготовку ученых.
Ректор Петербургского университета Николай Кропачев говорил долго и среди прочего поднял больной вопрос аттестации специалистов частными фирмами, с которыми СПбГУ конкурировать не может.
Ректор вызвал живой отклик зала, когда заявил, что это смешно, когда в Законе об образовании право на образование рассматривается как услуга.
Володин поддержал Кропачева по части жалобы на частников в подвалах, у которых кроме печати ничего нет. Однако предложение доверить оценку профессиональному сообществу отверг. Председатель Думы не может забыть, как благодаря доверию профессиональному сообществу украли семьдесят миллиардов денег обманутых дольщиков.
В качестве представителя работодателей выступил президент РСПП Александр Шохин. Настаивал, чтобы профессиональная оценка квалификации была совмещена с государственной итоговой аттестацией.
Депутат фракции КПРФ Олег Смолин ответил на один из трех вопросов русской интеллигенции: что делать, кто виноват и где мои очки?
Смолин считает, что хорошо бы приближаться к международным стандартам, когда они выше. Например, зарплата во Франции – 1600 евро.
Смолин предлагает изменить соотношение в пользу специалистов. Сохранить гибкость образования. Он считает, что наш кандидат наук не PhD, а доктор. Наш доктор аналогов не имеет. В Болонскую систему мы вошли без ума, выходить надо с умом.
Ректор РУДН Владимир Филиппов отметил ключевые слова – диверсифицированная многоуровневая система образования. Начался прием в вузы по 126 специальностям. Пожалуйста, вводите новые. Нет совместной работы Союза ректоров с федеральными органами власти. 95 стран мира реализуют бакалавриат и магистратуру. За этим стоит геополитика: выпускники каких вузов будут у власти? Мы хотим оттолкнуть иностранных студентов?
Владимир Филиппов призвал сохранить принцип многоуровневости.
Володин заметно разозлился и в ответ призвал Филиппова учить и оставить политику политикам.
Лидер партии и фракции эсеров Сергей Миронов, противник ЕГЭ и сторонник всеобщего бесплатного образования, среди прочего с возмущением рассказал, что на факультете журналистики МГУ шельмуют и преподавателей, и студентов, которые поддерживают президента. В пример распространения фейков приводят телеканал Россия-1.
Володин поблагодарил. Обсуждая Болонскую систему, ушли от главного. Миронов напомнил. Поднятый вопрос не может не волновать. Занимая государственные должности, используют их для пропаганды в интересах других государств. Наша страна столкнулась с вызовом. США захотели завладеть миром. Кто ведет пропаганду с кафедры, должен уйти. Это вопрос безопасности нашего государства.
Руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев так и не понял, в Болонскую систему то ли входили, то ли нет, то ли выгнали нас оттуда, то ли не выгоняли.
Зампред ГД Петр Толстой высказался против Scopus, индекса Хирш и ЕГЭ. Превратили экзамен в полицейскую спецоперацию, которая доводит школьников до самоубийств. Две трети школьников пользуется услугами репетиторов. Нужно в осеннюю сессию принять ряд законодательных решений.
Совсем не говорили на слушаниях о проблеме навязывания английского языка в высшем образовании, из-за чего многие преподаватели покинули вузы, не желая жертвовать качеством образования.
В прошлом созыве об отсутствии диссертационных советов говорил академик Геннадий Онищенко, теперь некому. Аспирант не должен метаться по стране, проплачивая будущую защиту хоть где-нибудь.
На мой взгляд, права диссертационного совета должны быть у каждого ученого совета вуза, а защита диссертации должна стать такой же рутинной процедурой, как защита выпускной квалификационной работы, то есть диплома.
Существует запрет на производственную практику, это, как часто бывает, выше национальных законов.
К того же рода причинам относится бюрократический террор профессорско-преподавательского состава, непрофильные слияния образовательных учреждений и постоянные манипуляции с отчетностью и аккредитацией.
Неважно, какая система образования, если во главе вуза вместо крупного ученого стоит мелкий садист. Российские университеты и школы не избежали глобальной тенденции центрифугального отбора с элементами террора.
То же, естественно, следует сказать и про ЕГЭ. Проблема не в самом формате, а в том, кто и с какой целью составляет КИМы и как проводится экзамен. Формат КИМов способствует возникновению случайных ошибок. В прошлом зампред Думы Людмила Швецова говорила о дискриминации отличников, когда третью часть их работ не проверяли.
Проблему составляют не разные направления бакалавриата и магистратуры, а воровство наук непрофильными направлениями в соответствии со сложившимися на Запале традициями. Доходит до полного уничтожения важнейших направлений. Например, на биофаке МГУ, который я окончил, прошла контрреволюция в направлении вестернизации, классическую генетику окончательно отдали в плен аморфному сборному направлению молекулярной биологии. Но и раньше, например, генетическая нестабильность была изъята у кафедры генетики и отдана молекулярщикам.
Проблему антинациональной позиции ППС поднял Сергей Миронов на примере журфака МГУ. Действительно, на факультете много лет идет идеологическая война команды декана Елены Вартановой с ретроградно настроенными преподавателями. Декан не властен пригласить на ежегодную конференцию двух своих выпускников с красным дипломом – Толстого и Рогозина. Не может даже бороться со своими подчиненными, запретившими проход журналисту на лживую конференцию по лженауке. Однако проблемы намного глубже, и предложение Володина не реалистично. Проблема не том, что какие-то преподаватели против Путина, а в том, что ни президент, ни Дума не обладают полнотой власти в стране. Я очень боюсь, что декана журфака Вартанову просто съедят, как и президента Академии Сергеева, именно за суверенную позицию. А чему, собственно, удивляться, если такова судьба и многих парламентариев?
Конечно, хорошо, что участников слушаний хотя бы попросили что-то озвучить, но не все они пережили на себе то, о чем говорят. Диссертационные или специализированные советы превратились в научно-технические. Из-за неуправляемости своих подопечных уйти должен декан. Было бы правильно пригласить декана Вартанову на слушания в Думу, а не обсуждать заочно. Тем более, что преподавателя с наиболее яркой антинациональной позицией Людмилу Реснянскую всё же уволили, причем давно. Но в Думе и СФ остались ее ученики.
Лично мне чудно слушать, сколько тормозов, рогаток и условностей накрутили в высшем образовании. Я учился семь лет на четырех факультетах двух университетов – биофак, физфак, химфак МГУ и факультет естественных наук НГУ. Затем продолжил образование на журфаке. При любой возможности слушал лекции по генетике и эволюции. Слов таких не знал: «индивидуальная образовательная траектория». Просто выбирал сам себе преподавателей. И это были выдающиеся люди.
Лев Московкин.
Фото с сайта dvi-mgu.ru
Читайте также