Игорь Христенко: Мы выглядели инопланетянами

Сегодня Игорь Христенко отмечает свой 64-й день рождения. Игорь Владленович – один из тех редких  профессиональных артистов, которые делают нашу жизнь ярче и неизменно дарят зрителю положительные эмоции. Профессионализм этого артиста выгодно выделяет его из когорты коллег: он пришел  на эстраду, пройдя серьезную драматическую школу, школу Театра Сатиры, где бок о бок работал с такими  великими артистами, как Андрей Александрович Миронов и Анатолий Дмитриевич Папанов.

– Игорь,  вы ощущаете свой возраст?

– Ко мне как-то подошла симпатичная девушка за автографом. Я, конечно, расцвел. Улыбаюсь ей и спрашиваю: «Как вас зовут?» А она отвечает: «Это не мне, а моей бабушке. Она выросла на ваших программах». Вот тут я и почувствовал весь груз моих лет.

– Смешно. Вы ведь практически с младенчества связаны со сценой?

– Да, я – дитя кулис. Мой отец был оперным певцом, а мама – балериной. Естественно, я был на всех их премьерах. Наша семья постоянно переезжала с места на место.  Я побил все рекорды, сменив двадцать четыре школы. При такой жизни понятно, что качество моего обучения было весьма условным. Когда уже  выпускался (в Волгограде), мои учителя, по-моему, испытывали настоящую радость, если я в школе не появлялся. Но аттестат  кое-как получил. У меня была склонность к языкам, я достаточно быстро схватывал их, и отец мечтал видеть меня студентом МГИМО. Но я внутренне считал, что у меня другого пути, кроме как пойти в артисты, при таком обучении, просто не было.

– Ну, а какие параллельные увлечения у вас были в детстве?

– Я много занимался в самых разных спортивных секциях. Были греко-римская борьба, плавание, волейбол, велосипедный спорт. Даже штангой одно время занимался. Это сейчас за секции надо платить, а тогда при любой школе было масса спортивных бесплатных кружков, в стране существовала сеть спортивных секций. Наше поколение было лишено страшного яда – интернета. И подросток либо пил в подворотнях в плохой компании, либо занимался спортом. Мои спортивные нагрузки были достаточно ощутимыми, особенно, когда велосипедом занимался.

В отличие от многих артистов, которые сегодня пытаются смешить публику на эстраде, вы получили профессиональное драматическое образование?

– Это так. Я учился в театральном училище имени Щепкина на курсе Виктора Ивановича Коршунова. А до эстрады работал в Московском театре Сатиры. Для начинающего артиста очень важен круг общения, у меня он был великолепный: рядом работали Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Ольга Аросева, Спартак Мишулин. Я всё время торчал за кулисами, мне было так интересно! Я считаю, что в театральном институте тебя не могут научить, могут лишь  развить какие-то твои способности. А непосредственное обучение происходит уже потом, когда ты вышел на сцену и начинаешь там работать.

Но между драматическим театром и эстрадой есть, конечно, различие. В театре актеру легче – он может спрятаться за текст, за партнеров, за декорации. На эстраде артист ощущает себя голым: ты вышел и должен показать, на что ты способен, и можешь ты вообще что-то или нет.

– А как начинался ваш роман с эстрадой?

– Когда я работал в Театре Сатиры, у нас были очень невысокие зарплаты, а я уже имел семью. И как-то в период отпуска Спартак Мишулин взял меня с собой  на гастроли, чтобы я мог  подзаработать. Мы между собой эти гастроли называли «чёсом». За 24 дня сыграли 102 концерта. Рекордным стал день, когда таких концертов было сыграно  девять. Выглядело это так: в шесть часов утра   – концерт на шахте, в восемь – на автобазе, ну, и так далее. Каждый шел около полутора часов. Ночью следовал переезд в другой город. Причем это ведь сейчас хорошие дороги, гостиницы, транспорт. А тогда мы переезжали на автобусе «Кубань» – это была такая картонная коробка, поставленная на грузовик. На выходе выглядели инопланетянами, потому что  были  покрыты с ног до головы толстым слоем пыли.

– Вас считают мастером пародии. Как вы к ней пришли?

– Да как-то само сложилось. Сначала я изображал школьных учителей, за что меня гоняли с уроков. Потом в театральном училище им. Щепкина я делал пародии на мастеров,  затем были всевозможные капустники в Театре Сатиры, я делал пародии на Миронова, Папанова. Потом уже вел передачу «Куклы»…

– Сегодняшняя эстрада сильно отличается от эстрады советского времени? Юмор изменился?

– Изменился, он уплотнился… что ли. Раньше можно было выйти с номером «Как был на это отреагировала  Людмила Гурченко или Клавдия Шульженко». Сейчас так нельзя. Появилось клиповое мышление, зритель всё схватывает мгновенно, нужен плотный микс, чтобы удержать внимание зрителя.

– Вам не кажется, что юмор на эстраде становится все грубее, что он американизируется?

– Кажется. Причем, это постепенно «прививается», внедряется. Но я всегда был сторонником другого юмора. Для меня эталоном является юмор Михаила Жванецкого. В его юморе была изумительная игра ума, там было двойное и даже тройное дно. Это было не просто смешно, он давал каждому себя почувствовать умным человеком. Вот такой юмор мне по душе.

Елена Булова.

На снимке: Игорь Христенко на фестивале кинокомедии «Улыбнись, Россия!»

Фото Сергея Иванова

 

Читайте также

Дмитрий Ячевский: Я всё время повторяю, что жизнь только начинается

Игорь Христенко
One Comment

Добавить комментарий