Сегодня Игорь Христенко отмечает свой 64-й день рождения. Игорь Владленович – один из тех редких профессиональных артистов, которые делают нашу жизнь ярче и неизменно дарят зрителю положительные эмоции. Профессионализм этого артиста выгодно выделяет его из когорты коллег: он пришел на эстраду, пройдя серьезную драматическую школу, школу Театра Сатиры, где бок о бок работал с такими великими артистами, как Андрей Александрович Миронов и Анатолий Дмитриевич Папанов.
– Игорь, вы ощущаете свой возраст?
– Ко мне как-то подошла симпатичная девушка за автографом. Я, конечно, расцвел. Улыбаюсь ей и спрашиваю: «Как вас зовут?» А она отвечает: «Это не мне, а моей бабушке. Она выросла на ваших программах». Вот тут я и почувствовал весь груз моих лет.
– Смешно. Вы ведь практически с младенчества связаны со сценой?
– Да, я – дитя кулис. Мой отец был оперным певцом, а мама – балериной. Естественно, я был на всех их премьерах. Наша семья постоянно переезжала с места на место. Я побил все рекорды, сменив двадцать четыре школы. При такой жизни понятно, что качество моего обучения было весьма условным. Когда уже выпускался (в Волгограде), мои учителя, по-моему, испытывали настоящую радость, если я в школе не появлялся. Но аттестат кое-как получил. У меня была склонность к языкам, я достаточно быстро схватывал их, и отец мечтал видеть меня студентом МГИМО. Но я внутренне считал, что у меня другого пути, кроме как пойти в артисты, при таком обучении, просто не было.
– Ну, а какие параллельные увлечения у вас были в детстве?
– Я много занимался в самых разных спортивных секциях. Были греко-римская борьба, плавание, волейбол, велосипедный спорт. Даже штангой одно время занимался. Это сейчас за секции надо платить, а тогда при любой школе было масса спортивных бесплатных кружков, в стране существовала сеть спортивных секций. Наше поколение было лишено страшного яда – интернета. И подросток либо пил в подворотнях в плохой компании, либо занимался спортом. Мои спортивные нагрузки были достаточно ощутимыми, особенно, когда велосипедом занимался.
–В отличие от многих артистов, которые сегодня пытаются смешить публику на эстраде, вы получили профессиональное драматическое образование?
– Это так. Я учился в театральном училище имени Щепкина на курсе Виктора Ивановича Коршунова. А до эстрады работал в Московском театре Сатиры. Для начинающего артиста очень важен круг общения, у меня он был великолепный: рядом работали Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Ольга Аросева, Спартак Мишулин. Я всё время торчал за кулисами, мне было так интересно! Я считаю, что в театральном институте тебя не могут научить, могут лишь развить какие-то твои способности. А непосредственное обучение происходит уже потом, когда ты вышел на сцену и начинаешь там работать.
Но между драматическим театром и эстрадой есть, конечно, различие. В театре актеру легче – он может спрятаться за текст, за партнеров, за декорации. На эстраде артист ощущает себя голым: ты вышел и должен показать, на что ты способен, и можешь ты вообще что-то или нет.
– А как начинался ваш роман с эстрадой?
– Когда я работал в Театре Сатиры, у нас были очень невысокие зарплаты, а я уже имел семью. И как-то в период отпуска Спартак Мишулин взял меня с собой на гастроли, чтобы я мог подзаработать. Мы между собой эти гастроли называли «чёсом». За 24 дня сыграли 102 концерта. Рекордным стал день, когда таких концертов было сыграно девять. Выглядело это так: в шесть часов утра – концерт на шахте, в восемь – на автобазе, ну, и так далее. Каждый шел около полутора часов. Ночью следовал переезд в другой город. Причем это ведь сейчас хорошие дороги, гостиницы, транспорт. А тогда мы переезжали на автобусе «Кубань» – это была такая картонная коробка, поставленная на грузовик. На выходе выглядели инопланетянами, потому что были покрыты с ног до головы толстым слоем пыли.
– Вас считают мастером пародии. Как вы к ней пришли?
– Да как-то само сложилось. Сначала я изображал школьных учителей, за что меня гоняли с уроков. Потом в театральном училище им. Щепкина я делал пародии на мастеров, затем были всевозможные капустники в Театре Сатиры, я делал пародии на Миронова, Папанова. Потом уже вел передачу «Куклы»…
– Сегодняшняя эстрада сильно отличается от эстрады советского времени? Юмор изменился?
– Изменился, он уплотнился… что ли. Раньше можно было выйти с номером «Как был на это отреагировала Людмила Гурченко или Клавдия Шульженко». Сейчас так нельзя. Появилось клиповое мышление, зритель всё схватывает мгновенно, нужен плотный микс, чтобы удержать внимание зрителя.
– Вам не кажется, что юмор на эстраде становится все грубее, что он американизируется?
– Кажется. Причем, это постепенно «прививается», внедряется. Но я всегда был сторонником другого юмора. Для меня эталоном является юмор Михаила Жванецкого. В его юморе была изумительная игра ума, там было двойное и даже тройное дно. Это было не просто смешно, он давал каждому себя почувствовать умным человеком. Вот такой юмор мне по душе.
Елена Булова.
На снимке: Игорь Христенко на фестивале кинокомедии «Улыбнись, Россия!»
Фото Сергея Иванова
Читайте также
Дмитрий Ячевский: Я всё время повторяю, что жизнь только начинается
Здравствуйте. Дай Бог, чтобы Игорь Владленович отмечал свой и 64-й и 100-й юбилей, но по-моему ему исполнилось всего лишь 63.