65 лет назад в СССР началась всесоюзная трудовая и политическая мобилизация под лозунгом «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!»
Вообще-то идея-цель «догнать и перегнать» возникла даже не в первые годы советской власти, а еще за два месяца до октябрьского переворота. В сентябре 1917-го Ленин писал: «Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически».
Однако уже через три года он смотрел на положение реалистически. По свидетельству художника Юрия Анненкова, который в 1921 году рисовал его портрет, Ленин говорил:
«Лозунг «догнать и перегнать Америку» тоже не следует понимать буквально: всякий оптимизм должен быть разумным и иметь свои пределы».
Тогда каким же образом достичь желаемого? Рецепт Ильича вполне большевистский:
«Догнать и перегнать Америку – это означает прежде всего необходимость возможно скорее и всяческими мерами подгноить, разложить, разрушить ее экономическое и политическое равновесие, подточить его и, таким образом, раздробить ее силу и волю к сопротивлению. Только после этого мы сможем надеяться практически «догнать и перегнать» Соединенные Штаты и их цивилизацию. Революционер прежде всего должен быть реалистом».
То сеть Ленин не верил, что советская экономика способна в равноправном соревновании одолеть американскую систему. И делал ставку на диверсионно-идеологическую подрывную работу.
Сталин поначалу тоже был реалистом в этом вопросе. И в 1927 – 1928 годах говорил о соревновании с Западом вообще. Но потом, видимо, абсолютная власть, которую он обрел, ударила в голову. И в 1931-м он заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет».
Затем, видимо, реализм все-таки возобладал. До истерической кампании дело не дошло. Хотя тогда, кстати, и началось производство серии знаменитых токарных станков ДиП – «Догнать и Перегнать».
А вот Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев возвел этот лозунг в степень национально-государственной глупости, всенародного и международного фарса.
В мае 1957 года он объявил:
«В ближайшие 10 – 12 лет мы превзойдем Соединенные Штаты как по абсолютному объему промышленности, так и по производству на душу населения. А по сельскому хозяйству эта задача будет решена значительно раньше».
И постановил – к 1960 – 1961 году обогнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения.
Это значило – увеличить производство продуктов в 3 раза.
Прервемся. Корова приносит теленка один раз в год. Примерно половина телят – бычки, и их еще надо выкормить до подобающего веса. Допустим, более быстрый прирост мяса можно обеспечить за счет интенсификации свиноводства. Хотя где взять корма – большой вопрос. Еще непонятнее – с утроением количества масла и молока. Повысить удой от одной коровы в три раза за три года? Чудес не бывает. Значит, увеличить в три раза дойное стадо. Но корова приносит одного теленка в год (повторим: половина – бычки, половина – телочки). А из телочки надо еще вырастить нетель, дождаться, когда она принесет первого теленочка – и только тогда будет дойная корова.
Вроде бы элементарно. На подобные и другие сомнения и расчеты был дан ответ: «Среди экономистов есть скептики, которые не верят в возможности нашего сельского хозяйства утроить производство мяса. Но как они подошли к этому делу? Как водится, взяли карандашик и подсчитали, какой может быть прирост скота и за сколько лет. Товарищи, надо же понимать, какие сейчас силы накопились у советского народа. Это же политическое явление, результат долголетней работы нашей партии…»
В стране началось хозяйственно-политическое безумие. Иначе нельзя назвать. Газеты и радио «мобилизовывали трудящихся на выполнение планов партии». Вплоть до знаменитого рисунка «Держись, корова из штата Айова!» в журнале «Крокодил».
Первый секретарь Рязанского обкома КПСС Алексей Ларионов выступил с обязательством от имени всех тружеников Рязанщины – утроить заготовки мяса не за три года, а за один год.
Ларионов был не один.
На XXI съезде КПСС (27 января – 5 февраля 1959 года) Хрущев возвестил:
«Сейчас уже имеются первые ласточки, которые предвещают нам хорошее лето. Например, по Рязанской области приняты обязательства уже в нынешнем году увеличить по сравнению с 1958 годом производство мяса в колхозах и совхозах в 3,8 раза, по Ставропольскому краю – в 2,5 раза, по Ростовской области – в два раза».
И действительно, в 1959 году Рязанская область более чем втрое превысила поставки.
А в 1960 году, вместо обещанного увеличения еще на 30%, сдала продукции в 5 – 6 раз меньше.
Конечно, всё вскрылось. «Секрет» был простой. В колхозах забивали молодняк, дошло даже до дойных коров. Колхозников вынудили сдавать на убой частный скот под какие-то «расписки». Когда и этого не хватило, поехали по соседним областям – скупать скот у населения. Но там и своих «заготовителей» хватало. Ну и, конечно, приписки.
Ларионова лишили звания Героя Социалистического Труда, сняли с поста. 22 сентября 1960 года он скончался. По официальной версии – от сердечной недостаточности, по неофициальной – застрелился.
Всесоюзная кампания «Догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока» угасла.
В мае 1982 года Леонид Брежнев, следующий после Хрущева руководитель СССР, на всю страну объявил, что у нас «продовольственная проблема». Была принята специальная «Продовольственная программа».
Однако мяса в магазинах СССР так и не было. Не считая магазинов Москвы, Ленинграда и трех-четырех столиц союзных республик.
Поневоле возникает вопрос экзистенциального порядка. Почему в стране с самыми богатыми природными ресурсами продовольствие было «проблемой»? Ответ понятен: тупиковая социалистическая система хозяйствования. Да, конечно. Но Россия вот уже 30 лет живет при капитализме – и до сих пор не полностью обеспечивает себя основными продуктами питания. Что мешает?
Сейчас, через 30 лет строительства капитализма, в России, по статистике, овец и коз в 2,5 раза, свиней – в 1,5, крупного рогатого скота в 3 раза меньше, чем было в 1990 году в РСФСР.
Спасает импорт. Хотя с 2014 года у нас объявлена программа импортозамещения.
Статистика сложна, запутана.
Сайт «О внешней торговле в 2021 году» процентной доли импорта не дает. А только лишь по сравнению с предыдущим, 2020 годом.
Итак, в процентах к 2020 году:
– мясо птицы свежее и замороженное – 105,8%;
– рыба свежая и замороженная – 110,1%;
– масло сливочное – 100,3%;
– сыры и творог – 104%;
– картофель свежий или охлажденный – 172,7%.
Есть общие цифры на специализированном сайте Meatinfo – по торговле мясом, мясопродуктами, скотом в России. В 2021 году импорт мяса птицы составлял 44%, говядины – 39% от всего импорта мяса.
В августе 2014 года правительство России ввело запрет на закупку продовольствия из Австралии, Канады, стран Европейского Союза, США и Норвегии, а затем – из Исландии, Лихтенштейна, Албании и Черногории.
С тех пор цены на мясо выросли чуть ли не в несколько раз.
Таковы парадоксы нашего сельского хозяйства вообще и импортозамещения в частности.
Сергей Баймухаметов.
Рисунок К. Рокотова из журнала “Крокодил”, 1958 год
брехня ! как ?: а так ! кааааааак 6 раз меньше ! ? а так – отправили в США и германию италию . когдв вы снимали Хрушёва то не давали есть белый хлеб как сняли то хлеб за 1 ночь вырос привезён спечён и прадавали на кажем перекрёстке в специально пастроенных киосках .
Да, были перегибы в советское время. Но тогда рыночной экономики не было. Могу судить только по себе и своим воспоминаниям. 90-ые годы пришлись на мое детство. Я помню анекдоты про ножки Буша, эти синие замороженные окорочка, которые приходилось выламывать из коробки. Прошло примерно 25 лет. Курицу мы в городе Новосибирске теперь кушаем только местную, либо из соседних регионов (Алтайского края, Томской области). В Новосибирской области работает как минимум 10 птицефабрик. Свинина тоже произведена в нашем либо соседнем регионе. Так что подвижки в лучшую сторону есть.