Школы и вузы России усилят работу по подготовке IT-специалистов

На состоявшемся вчера заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент России Владимир Путин заявил, что необходимо повышать качество подготовки инженерных и IT-специалистов в школах, поскольку без этого у страны не будет технологического будущего. По словам президента, к 2024 году дефицит квалифицированных кадров в IT-сфере может достичь миллиона человек.

В Москве подготовка школьников к поступлению в вуз на IT-специальности интенсивно ведется уже несколько лет. Три года назад в системе среднего образования столицы появился новый профиль обучения: IT-классы. Это стало пятой «разновидностью» профориентационного образования школьников после инженерных, медицинских, академических и кадетских классов. Старшеклассники, поступившие в IT-классы, должны концентрироваться на изучении перспективных цифровых технологий, которые помогут им подготовиться к дальнейшему обучению в вузе.

В прошлом учебном году участниками проекта «IT-класс в московской школе» были 75 средних общеобразовательных организаций. В 2022/2023 году участниками проекта станут уже 125 школ столицы. Однако не исключено, что и этого может оказаться недостаточно для того, чтобы в ближайшем будущем обеспечить экономику страны необходимым количеством программистов, системных инженеров и других IT-специалистов.

Но в других регионах страны обстановка далеко не так идеальна. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, ведомство делает все возможное, чтобы обеспечить средние учебные заведения страны достаточным количеством квалифицированных учителей математики, физики, программирования, которые будут развивать инженерное направление. Кроме того, решается задача повышения престижа не только профессии учителя, но и профессии инженера.

Министр образования и науки РФ Владимир Фальков в свою очередь подтвердил, что «в современном мире ключевую роль в создании прорывных технологий, формирования на их основе собственной мощной производственной базы, а также развитой сферы услуг играют ученые, инженеры и специалисты в области информационных технологий». Именно поэтому в последние года последовательно увеличиваются контрольные цифры приема на бюджетные места по инженерному делу, технологиям и техническим наукам.

В частности, в текущем учебном году по этим направлениям для выпускников школ выделено 193 816 бюджетных мест и еще 74 930 мест – для обучения в магистратуре и аспирантуре. Таким образом, всего чуть больше 268 тысяч мест. Еще один отрадный факт: происходит рост среднего балла ЕГЭ при приеме на инженерные специальности и направления.

— Широкий интерес к инженерному делу изначально начинает формироваться у детей в специальных кружках: разного рода кружках юных техников и моделистов, а также посредством углубленного изучения в школе математики, физики, информатики, химии и биологии, — отметил Владимир Фальков. — Хорошие знания по этим предметам являются критически важным условием для получения качественного инженерного образования. Понимая это, университеты активно идут в школу и одновременно развивают самые разные форматы дополнительного образования детей, формируя у них интерес к техническому творчеству.

Министр предложил, во-первых, на базе традиционно ведущих технических вузов России создавать передовые инженерные школы, которые будут плотно работать с индустриальными партнерами. Во-вторых, необходимо максимально приблизить инженерное образование к реальному производству в регионах, расширяя возможности студентов получать практику на профильных предприятиях. В-третьих, следует увеличить норматив финансирования подготовки инженеров по тем направлениям экономики, где их нехватка ощущается наиболее остро. В-четвертых, нужно оснастить все учебные технические лаборатории в вузах и университетах оборудованием, которое соответствует передовому уровню науки и технологий, а также создать там удобные и современные пространства для технологических экспериментов и прототипирования.

Справка

В этом году с 1 сентября в 23 субъектах Российской Федерации откроются 96 инженерных классов: 65 – по авиастроительному профилю, 31 – по судостроительному. Это совместный проект Министерства образования и науки и Министерства просвещения, в котором принимают участие 25 вузов и 37 индустриальных партнеров. Роль методических центров выполняют Санкт-Петербургский морской технический университет и Московский авиационный институт.

Мона Платонова.

Фото Юлии Иванко / mos.ru

компьютеры, школа, информатика, программирование, IT
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елена
Елена
27 дней назад

Хотелось бы, чтобы к преподаванию привлекали специалистов, которые работают в IT. Нам давали такие устаревшие знания, что после универа надо было снова учиться.

Гриша
Гриша
28 дней назад

Принято считать, что в IT-сфере всегда нужны специалисты и что образование айтишника позволяет без труда найти работу. Но, к сожалению, наступает такое время, когда айтишников слишком много и многие из них могут остаться безработными. На мой взгляд, гораздо важнее обучать больше врачей и учителей, их действительно не хватает, особенно в провинции.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x