Сегодня в Министерстве сельского хозяйства запланировано обсуждение вопроса о включении иван-чая в перечень сельхозпродукции, утверждаемый правительством РФ. В итогах можно не сомневаться.
В конце прошлой недели на бизнес-форуме «Сильные идеи для нового времени» с участием президента Путина председатель Союза производителей иван-чая Александр Хлынов выдвинул идею – перевести Россию на потребление исключительно этого «национального напитка», который обладает рядом лечебных свойств. Кроме того, заявил он, страна сэкономит сотни миллиардов, триллионы рублей, которые уходят на закупку иностранного чая и кофе.
Президент заинтересовался: «Наверняка это полезнее, чем «Кока-кола», в которой одна химия».
А затем сказал, что направит предложения по иван-чаю министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву: «Посмотрю, как Минсельхоз эту идею реализует».
Минсельхоз долго размышлять не стал. Вечером того же дня сообщил: «Уже прорабатываем вопрос включения иван-чая в перечень сельхозпродукции. Это откроет для его производителей доступ ко всем мерам господдержки, которыми пользуются растениеводы в нашей стране. Напиток из кипрея узколистного, который с давних времен готовят в России, действительно очень полезен, отлично тонизирует без кофеина и хорошо утоляет жажду. В общем, обладает всеми качествами для того, чтобы «подвинуть» обычный чай и кофе на полках магазинов и занять достойное место в потребительской корзине».
Различные края и области, от Вологды до Сибири, тотчас рапортовали о всемерной поддержке иван-чайного производства.
Можно сказать, что Хлынов пролоббировал свою отрасль бизнеса с оглушительным успехом.
Вот что такое доступ к административному ресурсу! Тем более – к высшему…
Кстати, Хлынов одновременно – соучредитель Торгового дома «Русский чай».
О том, что иван-чай, настой кипрея, пили на Руси, говорят и пишут в последние годы во всех социальных сетях, и даже в передачах телевидения. Вплоть до утверждений десятилетней давности на канале РЕН ТВ: «Раньше крестьяне ставили самовар, и в течение всего рабочего дня все подбегали и пили этот иван-чай, практически ничего не ели… По степени полезности он опережает все известные формы еды».
То есть и питье, и еда в одном флаконе? Экономия!
С тех пор и доныне эта и другие, мягко скажем, экзотические истории заполоняют пространство интернета.
Да, иван-чай пили, но – бедные слои населения, которым настоящий, привозной чай был недоступен из-за дороговизны. В словаре Даля отмечено: «Копорский чай (от села Копорья, Петербуржской губ.), иван-чай, поддельный чай, бол. из листьев разных видов растен. Ерilobium, кипрей, купрей».
Дороговизна, особый социальный статус чая были такими, что вошли в присказки еще с пушкинских времен: «Где нам, дуракам, чай пить?» Эту фразу в романе «Герой нашего времени» привел Лермонтов, причем со ссылкой именно на пушкинские времена.
Когда иностранный чай стал доступен, настой кипрея почти перестали употреблять. Он сейчас продается в магазинах, но более или менее заметной популярностью не пользуется.
Теперь же, после слов президента, иван-чай будет включен в список сельхозпродукции, а это значит, что его изготовители получат государственную поддержку.
Если смотреть со стороны, производство и продажа иван-чая – мечта… Кипрей – растение многолетнее, дикорастущее, сам по себе распространен повсюду, по всем оврагам, по берегам всех речек. Только собирай да продавай – и денежки получай.
Но причастные к бизнесу персоны говорят, что это не так.
Буквально на следующий день после совещания ТАСС, ссылаясь на директора предприятия по производству иван-чая, сообщил: «Производители иван-чая в Республике Алтай и Алтайском крае готовы вдвое увеличить производство продукции при обеспечении спроса на нее. Для увеличения розлива натуральных чаев на его основе потребуется господдержка для расширения производственных мощностей».
Такие же сообщения поступают из других краев и областей: «Производители чая уже заявили о готовности увеличить выпуск иван-чая вдвое при наличии спроса и помощи государства в приобретении оборудования».
Как-то странно. Вообще-то, думалось, что бизнес, в принципе, устроен просто: кто-то выпускает продукцию, и если она нравится потребителям, то ее покупают. Чем больше спрос, тем больше прибыли, на которую расширяется производство, чтобы удовлетворять растущий спрос, продавать все больше и больше товара, получать все больше и больше прибыли.
А тут, выходит, нужна государственная поддержка? Да еще – на переработку и продажу практически бесплатного, дикорастущего растения.
Более того, директор алтайского предприятия, как и другие его коллеги, обещает «увеличить производство продукции при обеспечении спроса на нее».
Что значит – «обеспечить спрос»? Кто его должен обеспечить? Подразумевается, что государство. А мы-то думали, повторю, что спрос не «обеспечивается», а возникает, когда производитель предлагает высококачественный товар по доступной цене.
Каким образом государство будет «обеспечивать спрос» иван-чайным бизнесменам? Издаст указ, примет закон, чтобы отныне каждый взрослый россиянин в сутки выпивал не меньше двух литров их продукции? Или запретит импорт китайского, индийского, цейлонского чая? Тогда да, конечно, «спрос обеспечится».
И кстати – о доступной цене. Мы-то думали: если кипрей растет сам по себе по всем оврагам, то и производство чая из него должно быть дешевле, затрат меньше, и, соответственно, цена сходная.
Опять же нам говорят, что вовсе нет. Директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия рассказал журналистам, что производство иван-чая обходится очень дорого. Потому что кипрей собирается только раз в год – в июне. Поэтому необходимо повысить механизацию, а для этого нужна государственная поддержка. И тогда себестоимость иван-чая сравняется с себестоимостью чая обычного, но не сразу, а за несколько лет.
Какова себестоимость – такова и цена.
Иван-чай из бесплатного, дикорастущего на всех пространствах России кипрея – в магазинах в два раза дороже импортного. Потому поневоле просится на язык, слегка перефразированная, присказка из пушкинских времен: «Где уж нам, дуракам, иван-чай пить?»
Любопытно также: государственная поддержка скажется на цене? Или бюджетные деньги уйдут в прибыль бизнесменов, так ратующих за «национальный напиток»?
Сергей Баймухаметов.
Фото Владимира Сабадаша
Ну вот, только обрадовалась, что будем пить свое родное, и тут настроение испортилось от очередных бизнесменов, желающих отмыть государственные деньги