Музей Гаража особого назначения представляет выставку «Борьба за скорость»

Музей Гаража особого назначения представляет выставку, рассказывающую об  истории советского автомобильного спорта.

Музей Гаража особого назначения представляет выставку «Борьба за скорость» Михаил Ковалёв

Принято считать, что в СССР машины были очень простыми, утилитарными и тихоходными. Но на самом деле это далеко не так: уникальная выставка «Борьба за скорость», посвященная истории рекордных и гоночных автомобилей, докажет обратное.

На выставке представлены 15 раритетных гоночных автомобилей, ставших гордостью автоспорта Страны Советов, — первые российские и советские автомобили, созданные специально для участия в гонках и скоростных рекордов. У большинства из них непростая история создания и сложный путь к успеху.

Музей Гаража особого назначения представляет выставку «Борьба за скорость» Михаил Ковалёв

В  начале ХХ века автомобилей в России было очень мало, но уже проводились первые гонки, но не на автодромах, а на обычных дорогах. Автомобили для состязаний  часто были сделаны на базе серийных моделей.

Революция, Гражданская война, становление и развитие молодой Страны Советов — ситуация, когда было не до автоспорта. Но любовь к скорости никуда не делась, и гоночные машины  изготавливали любители. В конце 1930-х годов сразу несколько энтузиастов собрали свои версии гоночных автомобилей на устаревших шасси ГАЗ-А.

Музей Гаража особого назначения представляет выставку «Борьба за скорость» Михаил Ковалёв

Основу экспозиции в Музее ГОН  составляют 15 рекордных и гоночных автомобилей, которые считались утраченными, но были возвращены к жизни поисковиками-историками и мастерами-реставраторами мастерской Шаманского.  Почти все могут хоть сейчас выйти на трассу.

Интереснейший экспонат — автомобиль «Победа-Спорт». Проектирование своего, советского автомобиля для установки рекордов скорости было поручено авиационному инженеру А. А. Смолину. Под его руководством новый советский автомобиль М20 «Победа» претерпел ряд трансформаций. Всего было построено пять машин, которые поставили новые всесоюзные рекорды скорости при езде на дальние дистанции.

Музей Гаража особого назначения представляет выставку «Борьба за скорость» Михаил Ковалёв

Вот сверкает «Звезда» — первый в СССР автомобиль, построенный специально для спорта. Машина  постоянно улучшалась, были созданы прототипы «Звезда»-2, 3, 3М, М-НАМИ, 5, 6, многократно ставившие всесоюзные и мировые рекорды в разных классах.

Сразу после войны на совместном советско-немецком предприятии был разработан гоночный автомобиль класса «Формула-2». Модель «Сокол-650» совершила первые поездки в 1952 году. За разработкой машины следил сам Василий Сталин. Два полностью готовых автомобиля доставили в Москву для участия в гонке. Но местные механики оказались неспособны обслужить столь сложную технику, и «Сокол-650» на трассе себя не проявил.  Но уже в 1958 году на Таллинском опытном авторемонтном заводе из отечественных комплектующих начали строить свои гоночные машины «Эстония» с открытыми колесами. Каждая последующая модель становилась лучше предыдущей, повышалась надежность, улучшалась аэродинамика, росла мощность и максимальная скорость автомобилей  данной модели.

Музей Гаража особого назначения представляет выставку «Борьба за скорость» Михаил Ковалёв

Интересно, что гоночный болид «Харьков» — это самый результативный советский гоночный автомобиль: 29 рекордов скорости! Непокоренным остался и последний  рекорд 1963  года — 286 километров в час! Тогда даже ремни безопасности были не у всех.  «Были люди, которые не боялись на них ездить, на обычной резине, потому что негде было взять специальную спортивную. Вместо спортивных шлемов – танковые шлемы. Но эти люди ничего не боялись, в этих автомобилях не было никаких средств безопасности. Они гонялись, ставили рекорды, разбивались. Их опять собирали, склеивали – и машины, и людей. Они опять гонялись», – рассказал куратор выставки Илья Сорокин.

«Тарту», «Эстония», «Звезда», «Харьков», «Киев-Спорт»… Сейчас эти названия известны только узкому кругу специалистов и историков автоспорта. Но когда-то эти имена звучали громко и гордо, а сверкающие полированным хромом болиды мощно срывались со старта, завоевывая Родине спортивную славу.

Музей Гаража особого назначения представляет выставку «Борьба за скорость» Михаил Ковалёв

 

Удивительно, но некоторые рекорды того времени, поставленные советскими спортсменами, не побиты до сих пор. «Мы рады, что выставка раритетных гоночных автомобилей советской эпохи открывается именно в нашем музее, где представлены подлинные и уникальные образцы отечественного и мирового автомобилестроения. Посетители смогут не только прочувствовать дух исторической эпохи, но и познакомиться с судьбами конструкторов и спортсменов гоночных болидов, увидеть редчайшие документы и фотографии», — рассказала генеральный директор Музея Гаража особого назначения ФСО России Юлия Куклина.

Гости выставки также смогут узнать о рекордно-гоночном автомобиле с двигателем от истребителя МиГ,  фантастическом, опередившем время довоенном проекте сверхскоростных автобуса и грузовика, а также увидеть  более 500 редчайших предметов, представляющих историю советского гоночного автоспорта, который развивался по своим законам — в условиях железного занавеса и вдали от зарубежных гоночных трасс.

Период работы выставки: 13 августа — 9 октября 2022 г.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Михаил Ковалёв
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x