20 и 21 сентября на сцене Московского академического театра имени Вл. Маяковского пройдут показы спектакля «Крещенные крестами» по одноименной книге Эдуарда Кочергина, приуроченые к юбилею художника. Спектакль поставил Вениамин Фильштинский.
Любопытно то, что «Крещенные крестами. Записки на коленках» — автобиографическая книга главного художника БДТ Эдуарда Кочергина, принесшая автору одну из самых престижных литературных наград России – премию «Национальный бестселлер».
В основу спектакля легли воспоминания самого Кочергина о его детстве, проведенном в вагонах-теплушках на пути из Сибири в Ленинград: такой маршрут пришлось преодолеть сыну «врагов народа», чтобы из детприемника НКВД вернуться к матери в родной город. Одиссея маленького беспризорника Степаныча растягивается почти на семь лет, а его попутчиками в путешествии становятся такие же, как и он, бездомные шкеты, ветераны-фронтовики и воры-скачки, обкрадывающие пассажирские поезда.
Минималистичную сценографию спектакля создавал сам Эдуард Кочергин. Из предметного мира на сцене лишь два мотка проволоки, из которой будущий художник гнул профили вождей, чем и зарабатывал пропитание, давая волю полету фантазии зрителей. Артисты БДТ — Руслан Барабанов, Карина Разумовская, Алёна Кучкова, Виктор Княжев, Рустам Насыров поочередно по ходу действия становятся то маленьким героем романа, то его единственным за время путешествия другом — «слепеньким» Митькой, то сиротской «пацанвой», то надзирателями и «воспиталками» детприемника, то возвращающимися с фронта солдатами. При этом в цепочке событий и оценок помогает разобраться «закадровый голос», который принадлежит народному артисту России Геннадию Богачёву.
«Крещенные крестами» стали второй работой Вениамина Фильштинского в БДТ. Три с половиной десятка лет назад зрители видели здесь его «Барменшу из дискотеки» по повести Юрия Андреева, а руководителем постановки выступил Георгий Товстоногов. Главную роль исполняла блистательная Алиса Фрейндлих.
Спектакль, который на этот раз увидит Москва, удостоился высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль», стал лауреатом премии Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал» и специальной премии жюри Санкт-Петербургской премии для молодых «Прорыв» «за актерский ансамбль».
В конце постановки на фразе «До Питера оставалось еще пять лет бега…» на поклоны выходит сам автор. Воспринимается это, конечно, фантастично. Перед нами – маститый художник, один из лучших в современном театре. Зритель искренне восхищается этим человеком, убедившись воочию, какой невероятный путь к самому себе проделал этот человек при столь низком «стартовом капитале». Восхищается и замирает… Как сказал один из критиков, «как если бы мы смотрели «Пер Гюнта», а на поклоны вышел бы сам Ибсен». Очень точно подмечено.
Елена Булова.