С начала 2022 года численность населения в РФ сократилась на 480 тыс. человек, что почти на 180 тыс. человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Между тем, по данным МВД, на миграционный учет за первое полугодие 2022 года встало 9 млн. 613 тыс. человек. По сравнению с 6 млн. 475 тыс. за аналогичный период прошлого года.
Численность населения РФ снижается все последние 5 лет, и при этом, как отметил демограф Алексей Ракша, комментируя эти статистические данные в ходе пресс-конференции в ОСН, в долгосрочной перспективе улучшения демографической ситуации в РФ не предвидится:
«Пока что «света в конце туннеля» я не вижу… Мы только выкарабкались из ковида, и смертность пришла в норму (хотя, может быть, будет лишь небольшой подъемчик в сентябре), но всё остальное плохо: рождаемость падает, экономика не растет или тоже падает, доходы населения падают. Всё это очень тесно взаимосвязано, и, возможно, эти процессы усиливают друг друга. Я думаю, что скорость естественной убыли, которая в прошлом году была рекордной за всю историю страны (естественная убыль населения в прошлом году составила 1,04 млн. человек), в этом году, конечно, будет не такой большой, потому что ковид нас отпустил, но в дальнейшем она снова будет нарастать или оставаться на очень высоком уровне, потому что рождаемость у нас достаточно низкая и, возможно, будет падать, население старое, и из этого уравнения какого-то волшебного выхода нет».
Говоря о причинах создавшейся ситуации, Алексей Ракша, в первую очередь, указал на «эхо девяностых»: с 1987-го по 1999 год число родившихся ополовинилось, и сейчас это малочисленное поколение, в свою очередь, начинает рожать детей:
«Вторая причина – это отсутствие экономического роста с 2014 года. Напомню, что реально располагаемые доходы населения остаются на уровне ниже, чем в 2013 году и в обозримой перспективе не превысят этот уровень. Особо хороших экономических перспектив на горизонте тоже не видно».
Председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов, также принявший участие в пресс-конференции, сокращение численности коренного населения РФ тоже считает очень болезненной темой:
«То, что убыль коренного населения замещается трудовыми мигрантами, это в какой-то мере верно, но не на 100%, потому что те данные, согласно которым количество трудовых мигрантов за первое полугодие 2022 года в 1,5 раза превысило показатели за аналогичный период прошлого года и достигло более 6 млн. человек, довольно лукавые. Это объясняется тем, что мы не можем достаточно точно посчитать трудовых мигрантов, которые находятся на территории РФ, потому что мы опираемся только на те цифры, которые дает МВД. А МВД нам дает цифру, что на миграционный учет за первое полугодие 2022 года встало 9 млн. 613 тыс. человек. По сравнению с 6 млн. 475 тыс. за аналогичный период прошлого года. Но важно понимать, что это не всегда конкретные люди, это просто факты постановки на миграционный учет. Конкретный трудовой мигрант может за полгода несколько раз вставать на миграционный учет, и МВД все эти факты фиксирует. Поэтому мы не можем на эти цифры опираться, обсуждая эту проблему. Мы можем только сказать, что количество трудовых мигрантов в РФ в 2022 году выросло значительно. Да, проблема существует и имеет не очень хорошую тенденцию: количество трудовых мигрантов может и дальше расти, так как в РФ есть рабочие места, а в странах, откуда приезжают трудовые мигранты, с рождаемостью всё хорошо, но нет работы».
При этом, как уточнил Алексей Ракша, важно понимать, что вакантные трудовые места в России есть во многом благодаря тому, что численность коренного трудоспособного населения сокращается, а не благодаря развитию экономики.
Кстати, в ходе Восточного экономического форума первый замминистра труда и соцзащиты Ольга Баталина также отметила проблему демографии, предложив инструменты для её решения. По её мнению, основное внимание стоить уделить занятости населения, борьбе с бедностью и адресной поддержке рождения вторых и третьих детей у женщин в возрасте 30-39 лет. Со всеми этими предложениями вряд ли кто-то будет спорить, но сомнения может вызвать возможность их полноценной реализации. Ведь, как отметил Алексей Ракша, во Франции и странах Северной Европы, население которых уже почти вышло на уровень естественного воспроизводства, на семейную и демографическую политику совокупно тратится 4-5% ВВП, а в России, по разным оценкам, всего 1-2%.
Сергей Ишков.
Помогать пособиями нужно тем, кто действительно нуждается, а не тем, кто не хочет работать или работает неофициально и не платит налоги.
Когда читаю про демографические проблемы, то удивляет, почему в одних странах спад в экономике влияет на рождаемость отрицательно, а в других – никак не влияет?