Почта России сообщила, что ее клиенты из Московского региона отправили больше миллиона писем с использованием электронной марки в виде QR-кода. Цифровизация, конечно, облегчает жизнь, но в этом случае как-то грустно… А как же романтика, а где же эстетика, и чем, скажите на милость, пополнять свои коллекции филателистам?
Конечно, использование в России электронных марок вместо обычных – уже не новость. Их начали внедрять еще в 2019 году. Как и бумажная, цифровая марка указывает на то, что клиент отправление оплатил. А еще она содержит информацию о стоимости доставки, дате, индексе отправителя и получателя. Но использовать QR-марку быстрее и удобнее.
Новшество оценили крупные компании, которые отправляли десятки тысяч писем в день, да и сами работники почты. Конечно, клеить марки и проставлять штемпели на таком количестве корреспонденции – та еще работенка. Даже если использовать франкмашину. А так – сделал запрос, получил код, напечатал его на конверте, и вся недолга. К тому же письма с QR-маркой сразу вносятся в почтовую базу данных, что практически гарантирует доставку корреспонденции адресату. Правда, пока только в пределах РФ.
В общем, коммерческим структурам QR-марки понравились. И сейчас только в Москве и Московской области оплату отправки писем с помощью электронных марок подключили более 500 представителей бизнеса.
Ну, что ж, в некоторых европейских странах уже больше десятка лет вместо марок можно использовать коды, полученные в СМС. И ничего.
Но все же не хочется чтобы обычные марки совсем ушли в прошлое. Ведь многие наверняка помнят, как получая письмо, особенно если оно пришло издалека, первым делом рассматривали марки, и чтобы отклеить особо красивые или ценные, держали конверт над паром, рискуя обжечься. А когда сами писали письмо – старались купить марку поинтереснее, и, облизав ее обратную сторону, бережно клеили на конверт.
Кстати, знаете из чего делали клей для марок? Сначала в его составе были пшеничный и картофельный крахмал с добавлением столярного клея. Потом клей стали варить из рыбных и животных костей. Сейчас же органикой клей для марок и не пахнет. Хотя для организма он всё так же безвреден. А еще выпускают марки, клейкая сторона которых защищена пленкой, которую нужно снимать перед использованием.
Правда, стоит признать: и облизывать марки мы уже перестали, и эпистолярный жанр развивается сейчас все больше в интернете. Ведь как ни крути и какую марку не используй, а по электронной почте письма приходят гораздо быстрее и вернее, чем по обычной. Но все же если случится получить от родных письмо, написанное по старинке, увидеть на конверте марку с изображением какой-нибудь бабочки, Снегурочки или, к примеру, профиля Солнца русской поэзии гораздо приятнее, чем безликий QR-код. Да и в кляссер электронную марку не вставишь…
Хотя филателистам расстраиваться рано – вот только недавно прошло торжественное гашение марки в честь 875-летия Москвы. Так что будем надеяться, время традиционных почтовых марок еще не вышло.
Алёна Бодриенко.
Коллаж «Московской правды»
Да как раз марки специально для коллекционеров выпускать все равно будут под юбилеи и различные памятные даты. А вот по прямому назначению все же лучше QR-код использовать. Ну и ценность марок в коллекциях филателистов будет только возрастать по мере вывода марок из массового употребления на почте.
Ну да, вообщем-то согласен со статьёй, бизнесу удобно, ведь введение QR-марки не отменяет обычные. И потом, касаемо филателистов, стандартные марки, применяемые для оплаты, это мизерный процент от общего ассортимента выпускаемых “Маркой”, к тому же они меняются далеко не каждый год.