Гастроли БДТ в Москве — «Крещенные крестами»

Большой драматический театр имени Товстоногова привез в Москву спектакль «Крещенные крестами». В его основе – автобиографический роман Эдуарда Кочергина. Накануне своего 85-летия главный художник БДТ специально приехал в столицу на показы. В этой постановке Эдуард Кочергин – герой, автор текста и художник спектакля.

БДТ

Для московской публики встреча с постановкой БДТ происходила  на сцене «Сретенка» театра имени Маяковского. Зал был полон, приезд БДТ —  это большое событие, такое не стоило пропускать.

Жанр романа —  записки на коленках. «Между делом, между моими спектаклями, между рисованием костюмов и в метро, когда-то в электричке, где-то на каком-то совещании или собрании я в блокнотик писал все эти дела», – рассказал Эдуард Кочергин о процессе создания романа.

Поставить спектакль по своему роману Эдуард Кочергин пригласил Вениамина Фильштинского. «Когда чем-то занимаемся, мы вообще изучаем исторический материал, бытовой материал, человеческий материал, а тут вот  —  герой этот. Можно про героя этого романа спросить у этого седого человека. Это же поразительно. Выспрашивали жадно, все подробности у него выспрашивали. А он рассказывал, что-то буквально сам проигрывал про кого-то»,  — говорит о работе над спектаклем режиссер-постановщик  Вениамин Фильштинский.

«Крещенные крестами» —  старинное выражение сидельцев знаменитых русских тюрем-крестов. Оно было паролем воров в законе, в соседи к которым в сталинские годы сажали политических.

Для чего я тут? Зачем мне такой спектакль? Ведь и так страшно жить. Вот первые мысли, которые полезли в голову на показе.

Пять человек на сцене и голос автора за сценой, озвученный народным артистом Геннадием Богачёвым. Почти нет декораций, все до предела лаконично и выразительно. Зато есть атмосфера, ужас непонимания, детская боль. В какой-то момент стало так паршиво, что мозг переключился,  и показалось, что это просто страшная сказка. Малыш, окруженный чудовищами и ужасом. Может быть, сам режиссер спектакля Вениамин Фильштинский подтолкнул нас к этому — спектакль начался с того, что нам напомнили сказку о Мальчике-с-пальчик.

Главного героя актеры играют попеременно, постоянно меняясь ролями, бесконечно перевоплощаясь. Они впятером показывают огромный злой мир, который окружает маленького героя. Даже непонятно, сколько ролей сыграл каждый. Много места в спектакле занимает музыка, актеры много поют и делают это очень выразительно. То это сольное исполнение, а потом другие голоса, как бы вплетаются и захватывают зал в круговорот звуков.

Как же хорошо, что можно увидеть, задуматься, пропустить через себя. Искусство спасет тебя, потому что необязательно все переживать самому, можно увидеть, ужаснуться и осознать.

Прекрасный актерский состав, голоса, музыка, декорации. Не могу сказать, что это для всех, но точно для тех, кто ходит в театр думать, а не только развлекаться.

Очень мощно и то, что и автор книги, и режиссер были на спектакле. Они придавали этому действию еще большую силу, а может быть и надежду.  Мы знали и понимали — Малыш пройдет этот многолетний путь возращения домой, придет во взрослую жизнь. Маленький герой, как он называет себя сам — «тень, невидимка» — станет Человеком  и расскажет об этом всем нам, зрителям.

Эдуард Кочергин – сын «врагов народа», воспитывавшийся в детских домах и 10 лет добиравшийся на теплушках из Сибири в Ленинград. В родном городе ему посчастливилось встретить недавно освобожденную мать. Все воспоминания детства, юности и зрелости художника отражены в его книгах, которых на сегодня насчитывается уже восемь. Кочергин окончил постановочный факультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского и с 1972 года  служит главным художником Большого драматического театра. Эдуард Кочергин был близким другом и соратником Георгия Товстоногова. За свою жизнь он оформил более двухсот постановок в театрах страны, а также в Финляндии, Польше, Венгрии, Франции, Германии, США, Канаде, Японии.

Молодые актеры: Руслан Барабанов, Виктор Княжев, Алена Кучкова, Рустам Насыров и Карина Разумовская, занятые в спектакле «Крещенные крестами», удостоены премии «Золотой софит» в номинации «Лучший ансамбль».

Владимир Сабадаш и Анна Духон.

Фото пресс-службы БДТ.

БДТ
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x