В ленкомовской «Старомодной комедии» танцуют шимми и лезгинку

В «Ленкоме Марка Захарова» состоялась премьера спектакля «Старомодная комедия» по мотивам пьесы Алексея Арбузова в постановке Романа Самгина.

Ленком Фото предоставлено театром

Истинные поклонники театра прекрасно помнят грандиозный успех «Города миллионеров» с Инной Чуриковой и Арменом Джигарханяном – спектакля, который Роман Самгин поставил на прославленной сцене под руководством Марка Захарова еще в 2000 году.  С тех пор много воды утекло, ученик Марка Анатольевича осуществил немало достойных постановок в различных театрах страны – от Ростова  до  Санкт-Петербурга, от Нижнего Новгорода  до Омска.

Не был им за два минувших десятилетия обойден вниманием и родной «Ленком». И вот новая совместная работа.

Пьеса была написана Алексеем Арбузовым в 1975 году и почти полвека пользовалась на российской сцене спросом. В Театре Маяковского Андрей Гончаров  в свое время поставил ошеломляющий  спектакль с Лидией Сухаревской и Борисом Тениным. (Его и сегодня можно найти в записи,  эту постановку можно пересматривать бесконечно – так хороши участники  легендарного театрального действа!) Спустя несколько лет на киноэкраны вышел фильм с еще одним знаменитым дуэтом – Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым. Далее арбузовскую комедию играли на различных площадках Евгения Симонова и Игорь Охлупин, Ольга Широкова и Вадим Райкин, Алина Покровская и Сергей Колесников…

Слово «дуэт» в этой истории – основополагающее. Ибо отсутствие состоявшегося дуэта рождает в данном случае провал всего спектакля.

Выбор Романа Самгина на главные роли столь разных по темпераменту и психофизике актеров – таких,  как народный артист России Игорь Бочкин и заслуженная артистка России Олеся Железняк, поначалу многих откровенно озадачил. Тем более что если Игорь Бочкин возрастно попадает в предложенную роль, то Олеся Железняк лет на десять моложе своей героини.  Однако, как это часто бывает, режиссерское чутье оказалось на высоте: талантливые артисты немыслимым образом сумели «протоптать» дорожки навстречу друг к другу и в конце спектакля стали единым целым, а именно этого и требовала арбузовская пьеса.

По сюжету пьесы  в санаторий на Рижском взморье прибывает очень необычная больная. Товарищ Жербер Лидия Васильевна в прошлом драматическая актриса, ныне – кассирша в цирке. Ее непростой характер с трудом выносится окружающими, она вообще плохо вписывается в рамки советского санаторно-курортного медучреждения. Героиня Олеси Железняк поначалу напоминает  ехидную Шапокляк – нет, не по возрасту, а по манере поведения: для этой дамочки, одетой в красный спортивной костюм с нелепой ситцевой юбкой поверх штанов и дурацкой панамкой,  не существует ни  правил, ни авторитетов. Она не считается с окружающими, следуя какой-то собственной внутренней логике: лазает в окна по ночам, опрокидывая бутылки с кефиром, будит соседей по спальне на рассвете громким пением, не приходит на осмотр в назначенное время, так как кормит в этот момент чаек завтраком.

Естественно, что поведение нестандартной отдыхающей, на которую градом сыплются жалобы, не может не тревожить главврача санатория – Родиона Николаевича, человека серьезного и организованного, практикующего хирурга, который просто обязан принять меры. Но сделать это непросто: Лидия Васильевна – та еще штучка, наладить с ней контакт не удается ни с первого, ни со второго раза.

Меж тем арбузовская «Старомодная комедия» – пьеса о настоящей любви. Постепенно зритель убеждается, что вспыхнувшая симпатия героев зиждется не на различии их характеров, а на их глубинном сродстве.

Перед нами – два очень разных человека, каждый из которых прошел войну и хранит глубоко в душе незаживающую рану. Родион Николаевич – старый ленинградец, остался на Рижском взморье, так как рядом с санаторием  на братском кладбище похоронена его жена, военный хирург: в 1944-м здесь шли жестокие бои.

Лидия Васильевна в составе фронтовой театральной бригады накануне Победы потеряла своего юного сына-солдата. Она оставила театр, потому что не могла больше слышать бутафорскую стрельбу на сцене.

Эти два  стареющих человека поначалу напоминают дикобразов, которые топают бок о бок по дороге, жмутся друг к другу, мечтая душевно отогреться, но только колются иголками.

Постепенно, однако,  Лидия Васильевна присматривается к Родиону Николаевичу и снимает «оборону»: образ Жербер проходит впечатляющую метаморфозу. Из ехидной, колючей Шапокляк на наших глазах сначала возникает жестковатая Тамара из «Пяти вечеров» (эту роль когда-то убедительно создавала та же Олеся Железняк), а потом появляется совершенно новая, ни на кого не похожая женщина – простая и искренняя, заботливая и любящая, хорошо знающая себе цену и высоко ценящая человека, находящегося рядом.

Родион  Николаевич в исполнении Игоря Бочкина проходит обратную трансформацию: из растерянного и, казалось бы, невзрачного человека, в костюме с оторванной пуговицей, сердящегося на пациентку врача, он превращается на наших глазах в сильную, деятельную  личность. Чего стоит одна только его жесткая фраза «Не трогайте!», произнесенная в момент, когда героиня Железняк пытается переложить букетик цветов, которые врач каждый день кладет на могилу покойной жены. И его дальнейшее исчерпывающее пояснение: «Эти цветы всегда будут там».

Темы любви, памяти, смерти, войны, борьбы за личное счастье изящно переплетены Романом Самгиным в новом спектакле, фоном к которому служат впечатляющие декорации, созданные Виктором Шилькротом. Высокая деревянная  стена  санатория изогнутой формы с огромными  стеклами, за которыми угадываются люди-манекены, ненавязчиво отсылает к курортной архитектуре середины семидесятых годов XX века. Музыкальное сопровождение с песнями про советскую Юрмалу,  обрывки радиопередач, прерывающиеся хрипами старенького приемника, успешно атакует нашу ассоциативную память, погружая в атмосферу советского прибалтийского курорта. Удачно дополняют эту атмосферу и столики маленького кафе на берегу моря, и нехитрая деревянная  мебель, вынесенная Родионом Николаевичем в садик рядом с рабочим кабинетом: вполне человеческое желание – погреться в лучах солнца короткого прибалтийского лета.

Ленком Фото предоставлено театром

Эффектные костюмы Ирэны Белоусовой, которые  один за другим примеряет Лидия Васильевна, «выгуливающая» наряды  на курорте, –  отдельный яркий  штрих к портрету неугомонной героини, наотрез отказывающейся стареть. Ну а шимми вкупе с лезгинкой (в постановке Марии Сиукаевой), которые столь зажигательно танцует Родион Николаевич,– настоящий «гвоздь» богатого на эквилибристику, эксцентрику и режиссерскую выдумку спектакля.

Думается, что «Старомодная комедия» на ленкомовской сцене найдет своего зрителя. Все основания для этого есть – и пьеса достойная, и исполнение интересное, и режиссерское решение необычное. Да и прием зала на премьере подтверждает это предположение.

Директором театрального проекта выступает заслуженный деятель искусств РФ Марк Варшавер.

Елена Булова.

Фото Валерии Новокрещеновой

 

Ленком Фото предоставлено театром
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x