В «Ленкоме Марка Захарова» состоялась премьера спектакля «Старомодная комедия» по мотивам пьесы Алексея Арбузова в постановке Романа Самгина.
Истинные поклонники театра прекрасно помнят грандиозный успех «Города миллионеров» с Инной Чуриковой и Арменом Джигарханяном – спектакля, который Роман Самгин поставил на прославленной сцене под руководством Марка Захарова еще в 2000 году. С тех пор много воды утекло, ученик Марка Анатольевича осуществил немало достойных постановок в различных театрах страны – от Ростова до Санкт-Петербурга, от Нижнего Новгорода до Омска.
Не был им за два минувших десятилетия обойден вниманием и родной «Ленком». И вот новая совместная работа.
Пьеса была написана Алексеем Арбузовым в 1975 году и почти полвека пользовалась на российской сцене спросом. В Театре Маяковского Андрей Гончаров в свое время поставил ошеломляющий спектакль с Лидией Сухаревской и Борисом Тениным. (Его и сегодня можно найти в записи, эту постановку можно пересматривать бесконечно – так хороши участники легендарного театрального действа!) Спустя несколько лет на киноэкраны вышел фильм с еще одним знаменитым дуэтом – Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым. Далее арбузовскую комедию играли на различных площадках Евгения Симонова и Игорь Охлупин, Ольга Широкова и Вадим Райкин, Алина Покровская и Сергей Колесников…
Слово «дуэт» в этой истории – основополагающее. Ибо отсутствие состоявшегося дуэта рождает в данном случае провал всего спектакля.
Выбор Романа Самгина на главные роли столь разных по темпераменту и психофизике актеров – таких, как народный артист России Игорь Бочкин и заслуженная артистка России Олеся Железняк, поначалу многих откровенно озадачил. Тем более что если Игорь Бочкин возрастно попадает в предложенную роль, то Олеся Железняк лет на десять моложе своей героини. Однако, как это часто бывает, режиссерское чутье оказалось на высоте: талантливые артисты немыслимым образом сумели «протоптать» дорожки навстречу друг к другу и в конце спектакля стали единым целым, а именно этого и требовала арбузовская пьеса.
По сюжету пьесы в санаторий на Рижском взморье прибывает очень необычная больная. Товарищ Жербер Лидия Васильевна в прошлом драматическая актриса, ныне – кассирша в цирке. Ее непростой характер с трудом выносится окружающими, она вообще плохо вписывается в рамки советского санаторно-курортного медучреждения. Героиня Олеси Железняк поначалу напоминает ехидную Шапокляк – нет, не по возрасту, а по манере поведения: для этой дамочки, одетой в красный спортивной костюм с нелепой ситцевой юбкой поверх штанов и дурацкой панамкой, не существует ни правил, ни авторитетов. Она не считается с окружающими, следуя какой-то собственной внутренней логике: лазает в окна по ночам, опрокидывая бутылки с кефиром, будит соседей по спальне на рассвете громким пением, не приходит на осмотр в назначенное время, так как кормит в этот момент чаек завтраком.
Естественно, что поведение нестандартной отдыхающей, на которую градом сыплются жалобы, не может не тревожить главврача санатория – Родиона Николаевича, человека серьезного и организованного, практикующего хирурга, который просто обязан принять меры. Но сделать это непросто: Лидия Васильевна – та еще штучка, наладить с ней контакт не удается ни с первого, ни со второго раза.
Меж тем арбузовская «Старомодная комедия» – пьеса о настоящей любви. Постепенно зритель убеждается, что вспыхнувшая симпатия героев зиждется не на различии их характеров, а на их глубинном сродстве.
Перед нами – два очень разных человека, каждый из которых прошел войну и хранит глубоко в душе незаживающую рану. Родион Николаевич – старый ленинградец, остался на Рижском взморье, так как рядом с санаторием на братском кладбище похоронена его жена, военный хирург: в 1944-м здесь шли жестокие бои.
Лидия Васильевна в составе фронтовой театральной бригады накануне Победы потеряла своего юного сына-солдата. Она оставила театр, потому что не могла больше слышать бутафорскую стрельбу на сцене.
Эти два стареющих человека поначалу напоминают дикобразов, которые топают бок о бок по дороге, жмутся друг к другу, мечтая душевно отогреться, но только колются иголками.
Постепенно, однако, Лидия Васильевна присматривается к Родиону Николаевичу и снимает «оборону»: образ Жербер проходит впечатляющую метаморфозу. Из ехидной, колючей Шапокляк на наших глазах сначала возникает жестковатая Тамара из «Пяти вечеров» (эту роль когда-то убедительно создавала та же Олеся Железняк), а потом появляется совершенно новая, ни на кого не похожая женщина – простая и искренняя, заботливая и любящая, хорошо знающая себе цену и высоко ценящая человека, находящегося рядом.
Родион Николаевич в исполнении Игоря Бочкина проходит обратную трансформацию: из растерянного и, казалось бы, невзрачного человека, в костюме с оторванной пуговицей, сердящегося на пациентку врача, он превращается на наших глазах в сильную, деятельную личность. Чего стоит одна только его жесткая фраза «Не трогайте!», произнесенная в момент, когда героиня Железняк пытается переложить букетик цветов, которые врач каждый день кладет на могилу покойной жены. И его дальнейшее исчерпывающее пояснение: «Эти цветы всегда будут там».
Темы любви, памяти, смерти, войны, борьбы за личное счастье изящно переплетены Романом Самгиным в новом спектакле, фоном к которому служат впечатляющие декорации, созданные Виктором Шилькротом. Высокая деревянная стена санатория изогнутой формы с огромными стеклами, за которыми угадываются люди-манекены, ненавязчиво отсылает к курортной архитектуре середины семидесятых годов XX века. Музыкальное сопровождение с песнями про советскую Юрмалу, обрывки радиопередач, прерывающиеся хрипами старенького приемника, успешно атакует нашу ассоциативную память, погружая в атмосферу советского прибалтийского курорта. Удачно дополняют эту атмосферу и столики маленького кафе на берегу моря, и нехитрая деревянная мебель, вынесенная Родионом Николаевичем в садик рядом с рабочим кабинетом: вполне человеческое желание – погреться в лучах солнца короткого прибалтийского лета.
Эффектные костюмы Ирэны Белоусовой, которые один за другим примеряет Лидия Васильевна, «выгуливающая» наряды на курорте, – отдельный яркий штрих к портрету неугомонной героини, наотрез отказывающейся стареть. Ну а шимми вкупе с лезгинкой (в постановке Марии Сиукаевой), которые столь зажигательно танцует Родион Николаевич,– настоящий «гвоздь» богатого на эквилибристику, эксцентрику и режиссерскую выдумку спектакля.
Думается, что «Старомодная комедия» на ленкомовской сцене найдет своего зрителя. Все основания для этого есть – и пьеса достойная, и исполнение интересное, и режиссерское решение необычное. Да и прием зала на премьере подтверждает это предположение.
Директором театрального проекта выступает заслуженный деятель искусств РФ Марк Варшавер.
Елена Булова.
Фото Валерии Новокрещеновой