В Театре им. Моссовета состоялась премьера «БЕСприданницы» в постановке художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств РФ Евгения Марчелли.
Пьесы А. Н. Островского для Евгения Марчелли – особая территория. Несмотря на то что в следующем году отмечается двухсотлетие писателя, режиссер задался целью представить зрителям героев Островского из сегодняшнего времени.
А действительно, каковы они, сегодняшние Паратовы и Карандышевы? Ходят ли среди нас? Что движет ими в наши дни? И почему «Бесприданница» столько десятилетий волнует режиссерские умы, традиционно входя в репертуар крупнейших театров страны?
Над этим и размышляет постановщик, наглядно доказывая, что тексту Островского при точном его прочтении не нужны ни подпорки в виде исторических декораций, ни подпорки в виде какой-то особой музыки.
«БЕСприданница» в постановке Марчелли – это практически древнегреческий театр: парадоксальное режиссерское решение, мощный внутренний конфликт персонажей, актеры, работающие на голой сцене.
Лариса Огудалова в исполнении актрисы Анастасии Беловой – молодая эффектная женщина, словно сошедшая на сцену со страниц модного журнала. Длинные волосы, точеная фигура, красивое лицо. Ее наряды (художник Фагиля Сельская) достойны украсить дефиле. И за всем этим «богатством» в Ларисе чувствуется неуверенность в себе. Хотя она готова, все отдав, пойти за любимым на край земли, пренебрегая мнением света. Любопытно, что эта же неуверенность заставляет Ларису вести себя столь вызывающе, что три первые буквы в названии пьесы «БЕСприданница» превращаются в заглавные, внося дополнительную интригу.
А что же ее любимый, что осчастливленный Ларисой Паратов? Сергей Сергеевич Паратов в исполнении артиста Станислава Бондаренко в этом спектакле холоден и меркантилен. Он делец и игрок, готовый надеть на себя брачные цепи только в обмен на доходы от золотых приисков, ни больше ни меньше. Уже однажды обманув надежды Ларисы, он нахально возвращается в ее дом, предъявляя претензии, желая напоследок по-холостяцки повеселиться. О чем и сообщает приятелям: «У меня ничего заветного. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски. Прощаюсь с холостяцкой жизнью… Так давайте проведем оставшиеся дни как можно веселее». Какие-то угрызения совести по отношению к Ларисе Паратов, возможно, и испытывает. Но тут же переступает через них, узнав, что после его бегства она согласилась выйти замуж за Карандышева (Дмитрий Подадаев). Тщеславное желание щелкнуть по носу соперника, обозначив «кто в доме хозяин», лишает Паратова остатков совести.
Мужское окружение Ларисы далеко от благородного идеала. Друг детства Вася, Василий Данилыч Вожеватов (артист Влад Боковин), услужливо готов проиграть Ларису Мокию Парменычу Кнурову (Виталий Кищенко) в «орел-решку». Кнуров стремится сделать из Ларисы дорогую содержанку, которая подняла бы его престиж в обществе. Так что расчетливый мир мужчин воспринимает Огудалову не иначе как приятную игрушку для собственных развлечений.
Лариса вступает в этот хищный мужской мир еще очень молодой. История ее жизни и последующей гибели порождена разным пониманием любви между мужчиной и женщиной – тема весьма современная, толкнувшая на край пропасти не одну особу, и не только в классической литературе. Для Ларисы любовь – это навсегда, это жертва и стремление идти «за любимым в ночь по родству бродяжьей души». Для мужчин из ее окружения любви вообще не существует, это terra incognita, территория, так сказать, не ведомая ни душе, ни совести.
Постановщик Евгений Марчелли, правда, считает, что жених Ларисы – единственный, кто смотрит на нее по-другому, и именно в нем она проглядела человека (так, по крайней мере, режиссер высказался на пресс-конференции, предшествующей премьере). Но тут стоит поспорить.
Артист Дмитрий Подадаев делает жениха Ларисы не слишком далеко ушедшим от того же Паратова: Карандышев достаточно груб с невестой уже в начале пьесы. Он глух к ее просьбам уехать «прямо сейчас», до встречи с Паратовым. И он не менее тщеславен, чем Паратов.
Подобное, как известно, притягивает подобное. Карандышев хочет отомстить и показать людям богаче и выше его по положению, унижавшим его три года, что из всех мужчин Лариса выбрала именно его. Посему и дает званый обед. В сущности, противостояние Паратова и Карандышева в спектакле – это противостояние мужских самолюбий, гордыни и амбиций.
Особняком в этой истории стоит мать Ларисы – Харита Игнатьевна, которую играет заслуженная артистка России Елена Валюшкина. Отношения матери и дочери непростые. Лариса орет на мать, истерит, словно обвиняя ее в том, что с ней, Ларисой, произошло. И тут же бросается к матери на грудь: «Прощай, мама! Или тебе радоваться, или ищи меня в Волге». Мать, с одной стороны, стремится выдать дочь замуж за человека побогаче, но, с другой, видит, что с Ларисой происходит, и по-своему жалеет ее. Не чужой же человек… Она вообще единственная, кто Ларису хоть как-то жалеет. Тем более что брак двух других дочерей, которых она стремилась выгодно пристроить в жизни, явно не задался.
Спектакль «БЕСприданница» в Театре Моссовета – это своего рода предостережение и размышление, серьезный разговор со зрителями. Разговор о духовной слепоте. О равнодушии. О тщеславии и цинизме, которыми грешит современное общество так же, как грешило во времена Островского. За столько лет в человеческой природе мало что изменилось и без духовного усилия вряд ли поменяется впредь.
Елена Булова.
Фото предоставлены пресс-службой театра