Московское наследие Алексея Щусева

В Третьяковской галерее открылась великолепная выставка к 150-летию со дня рождения выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) — «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор».  

Великий архитектор был не только создателем крупных архитектурных сооружений в Москве, но и, что особенного важно для Третьяковской галереи, блестящим рисовальщиком, чьи архитектурные рабочие эскизы и зарисовки отличаются высочайшим качеством исполнения и имеют самостоятельную художественную ценность. По словам его учителя И. Е. Репина, Щусев был одним из лучших рисовальщиков эпохи.

выставка Щусева Экспозиция открывает своеобразный «выставочный марафон», посвященный юбилейной дате. И этот проект — попытка посмотреть на фигуру выдающегося архитектора в новом ракурсе: центральной темой выставки стал Музей, создание которого было целью и смыслом, определявшими ход размышлений Щусева на протяжении всей жизни. Выставка стала возможна благодаря крупным приобретениям рисунков Щусева за последние годы. Специалисты   галереи отобрали для собственных фондов около 200 графических листов, относящихся в основном к строительству Марфо-Мариинской обители, которая в свое время была филиалом реставрационных мастерских Третьяковки, и Казанского вокзала, в здании которого архитектор планировал организовать музей, посвященный строительству этого сооружения.   

   

Алексей Щусев основательно занимался музейным проектированием, был идеологом и автором концепции. Он был директором, а потом и главным архитектором Третьяковской галереи (1926 – 1929), и этому периоду его творчества посвящен первый зал выставки, где воочию можно увидеть его значительный вклад в ее развитие. Представленные на выставке материалы позволяют оценить масштабность замыслов «архдиректора» Щусева, степень его вовлеченности в жизнь музея, качество и смелость осуществленных под его руководством экспозиций, точность его градостроительных предвидений. На основе документов из личного дела Щусева и проектных чертежей из отдела рукописей сформировался необычный комплекс материалов, связанных с деятельностью Щусева на посту директора и архитектора Третьяковской галереи. Представлены эскизы, чертежи и другие рабочие материалы к самым значительным творениям Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве — Марфо-Мариинской обители и Казанскому вокзалу — более 130 произведений графики и 150 фотографий. Кроме этого, представлены работы А. Бенуа, Е. Лансере, М. Добужинского, Б. Кустодиева, З. Серебряковой, П. Кузнецова, которые создали их для будущего музея на Казанском вокзале. Мечта мастера, к сожалению, не осуществилась. Но красавец вокзал стал прекрасным сооружением, знаменитым на весь мир, выдающимся художественным произведением Алексея Щусева, подаренным Москве.

Ирина Шведова.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x