Что ждет российский авторынок в 2023 году

Уходящий год стал непростым для рынка автомобилей в России. На фоне ухода многих западных компаний и закрытия производств произошло и снижение покупательского спроса. Что ждет отечественный авторынок в наступающем 2023 году, «Московская правда» узнала у экспертов.

авто, машины, Москвич, завод, Фото Максима Мишина / пресс-служба мэра и правительства Москвы

Большинство экспертов сходятся во мнении, что диверсификация рынка в наступающем году продолжится, однако глобальных прорывов не предвидится. Как и в 2022 году, будет расти доля продаж отечественных машин и продукции китайских производителей, но возможно и появление новых игроков, в основном из азиатского региона. Кроме того, рост ждет и сегмент электромобилей, хотя сколько-нибудь значительной доли на рынке он не займет.

Президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич:

– В 2022 году ввиду изменений геополитической конъюнктуры и последующими за этим западным санкциям перед многими отраслями промышленности РФ встала необходимость адаптации к текущим реалиям. Один из наиболее сильных ударов пришелся на автомобильный сектор. По оценкам экспертов Минпромторга, на конец 2022 года продажи на автомобильном рынке РФ упадут на 55% во всех сегментах. Это обусловлено как уходом из России многих привычных брендов, так и сокращением спроса ввиду роста цен и изменения потребительских настроений.

Диверсификация рынка осуществляется за счет трех факторов: выхода на российский рынок азиатских автомобилей, наращивания отечественного производства и параллельного импорта.

В бюджетном ценовом сегменте в 2023 году наиболее вероятным сценарием видится увеличение доли продаж Lada, что касается среднего ценового сегмента, то здесь на помощь приходят китайские кроссоверы. В текущей ситуации китайские автомобильные бренды активно работают над выходом на российский рынок, ведь они не только могут предложить качественные автомобили в рамках адекватного ценового диапазона, но и официальное гарантийное обслуживание. Многие заявки по этому вопросу приходят на РАСПП. Наличие сильного административного ресурса как в России, так и в КНР дает Союзу возможность получения эксклюзивных прав дистрибьютора китайских автомобилей.

Что касается параллельного импорта, то он в основном распространяется на автомобили сегмента премиум, ведь везти «в серую» автомобили низкой себестоимости просто нецелесообразно.

Безусловно, будет возрастать спрос на электромобили, По данным агентства «Автостат», уже в 2022 году за первые 10 месяцев количество проданных электромобилей увеличилось на 34% по сравнению с 2021 годом. Но тут важно отметить, что в данном сегменте росту продаж будет способствовать развитие инфраструктуры для электрокаров.

Цены же на автомобили в 2023 году будут напрямую зависеть от курса рубля. При сохранении сильного рубля серьезного изменения цен ждать не стоит.

Директор департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг» Рустам Назаров:

– На развитие авторынка в 2023 году будут влиять такие факторы, как продление и расширение программ льготного автокредитования и лизинга, ситуация с поставками комплектующих и запасных частей, ключевая ставка Центробанка.

Китайские автомобили сейчас занимают почти 30% отечественного рынка. В 2023 году их доля, по нашим прогнозам, может вырасти до 50%. При этом продолжит расти спрос на транспортные средства с пробегом.

Монополизации отечественного рынка китайскими импортерами в какой-то степени будет препятствовать параллельный импорт и мероприятия по господдержке отечественных производителей. Доля продукции, ввезенной в Россию по схеме параллельного импорта, растет. Этот способ доставки импортных машин до отечественного потребителя нельзя недооценивать. Мы видим, что ассортимент новинок у дилеров расширяется.

У Evolute и «Москвича» есть хорошие шансы занять свои ниши в первую очередь потому, что на них распространяется субсидия. По программам льготного автокредитования и льготного лизинга скидка очень существенная. Она компенсирует разницу в цене между электромобилем и обычным автомобилем. Однако учитывая то, что на заводах сейчас собираются копии китайских автомобилей, а собственных моделей пока нет, об импортозамещении в глобальном масштабе пока говорить не приходится.

Громкими премьерами года могут стать китайские новинки в премиальном сегменте, в первую очередь седаны и полноразмерные внедорожники. На данный момент существует их острый дефицит на отечественном рынке. Также дефицит есть в подсегменте седанов классов В и D, популярных у операторов такси и каршеринга. Если китайским производителям удастся занять эти ниши, они еще больше утвердятся в России.

Член Гильдии маркетологов, руководитель стратегического маркетинга автохолдинга «Барс» Александра Веретенко:

– За 2022 год автомобильный рынок научился быть «антихрупким», так как фразу «нет ничего постоянней, чем постоянство изменений», можно смело применить к автобизу. Что касается цен и ассортимента, то многое будет зависеть от внешних факторов и ситуации в мире. Думаю, нас будут удивлять китайцы, судя по их рвению и производительности: Haval, Geely, Chery и другие.

Российский автопром также будет развиваться, учитывая поддержку и инвестиции в эту отрасль. Мы уже увидели первый выпуск «Москвича», похожего на JAC (изображения «Москвич 3» оказались очень похожи на перелицованную версию китайской модели JAC JS4).

Возможно и появление на российском авторынке автомобилей из стран-партнеров. Так, например, уже в этом году иранский производитель Iran Khodro планирует начать продавать в России автомобили Khodro Tara.

Сможет ли возместить недостаток предложения российский автопром? Я думаю, частично. Если мы говорим про Lada, то скорее да. Компания и в этом году показывает хороший прирост в сравнении с 2021 годом. Что касается «Москвича», в будущем году ждать от него чего-то пока рано.

Так что скорее всего в 2023 году рынок будет расти в основном за счет китайских брендов, судя по тому, как они осуществляют экспансию дилерских центров. Параллельный импорт займет какую-то часть, но небольшую. Так сказать, под запрос.

Тренд последних лет – электромобили. Многие крупные производители сегодня заявляют, что уходят от двигателей внутреннего сгорания, так, например, BMW к 2030 году планирует довести долю электромобилей в своем производстве до 50%. Спрос на электромобили растет и в России. Согласно данным «Автостата», продажи новых электромобилей за десять месяцев 2022 года выросли на треть. Соответственно можно сделать вывод о том, что эта тенденция продолжится, особенно если государство продолжит давать различные преференции владельцам электрокаров.

Директор практики «Стратегия продаж и маркетинга» компании «Рексофт Консалтинг» Кирилл Малышев:

– Несмотря на успешный вход на российский рынок продукции китайского автопрома, многие автопроизводители из Поднебесной не спешат поставлять нам свои автомобили. В этом смысле они достаточно консервативны. Но успех их коллег на российском рынке, думаю, приведет к тому, что еще больше компаний из Китая захотят работать у нас. Однако российские и китайские производители не закроют текущий спрос на новые автомобили, поэтому российские покупатели, безусловно, будут ждать возврата западных компаний. Правда, даже если это случится, восстановить объемы, которые были в начале 2022 года, этим компаниям уже вряд ли удастся.

Успех активного развития китайских компаний на российском авторынке, помимо дефицита зарубежных автомобилей, – это ценовое предложение: китайские производители заполнили ценовую нишу как раз между предложениями российских компаний и сильно возросшими ценовыми предложениями остальных игроков, которые были активно представлены на российском рынке. Второй фактор – это дизайн. Китайские компании сильно продвинулись в этом вопросе за последние годы, и их машины действительно выглядят очень современно.

Основным же недостатком китайских машин, безусловно, является качество сборки и качество используемых материалов. Китайские комплектующие по качеству уступают своим аналогам.

Еще одна серьезная зона для развития – это удобство эксплуатации китайских автомобилей (удобство внутреннего оснащения, наличие телематики, удаленного управления, клиентский сервис и поддержка). Всеми этими вещами очень активно занимались европейские, японские, корейские и американские бренды, и уже приучили пользователей к определенному комфорту владением автомобилем.

К сожалению, если АвтоВАЗ не получит доступ к современным комплектующим и будет оторван от международного процесса R&D в автомобильной промышленности, конкурировать с китайскими машинами ему будет все труднее и труднее с каждым годом, так как эта отрасль не стоит на месте, и каждый год мы видим постоянные изменения и улучшения.

Основной тренд и драйвер автомобильной промышленности – это постоянное повышение функциональности, эргономичности и эстетических качеств автомобилей, а это требует постоянной работы с новыми технологиями и технологическими возможностями. Во всем мире это делают международные команды с применением наработок автоиндустрии всего мира, поэтому в отрыве от международных разработок сделать новый продукт высокого качества практически невозможно.

Заведующая кафедрой коммерции и торгового дела университета «Синергия», кандидат экономических наук, специалист по управлению торговыми сетями Галина Чернухина:

– Из-за экономических ограничений ряд автопроизводителей перестал поставлять и собирать в РФ автомобили. При этом мировой рынок еще не оправился от последствий изоляции, простоя производителей, нарушений логистических цепочек, дефицита микрочипов и тому подобного. Казалось бы, российский авторынок должен был рухнуть, но этого не произошло – в основном за счет российских производителей (плюс продукция сборочных предприятий на территории России), а также авто из Кореи и Китая. Кроме того, Минпромторг разрешил ввозить в Россию целый перечень марок автомобилей и запчастей без одобрения владельцев брендов по схеме параллельного импорта. Эта мера тоже поддержала рынок.

Параллельный импорт, конечно, пополнил российский рынок автомобилями BMW, Land Rover, Audi, Volkswagen, Nissan, Mercedes и другими, но в условиях существенного превышения спроса над предложением потребности рынка покрыть не смог. В условиях дефицита продукция КНР, ставшая в РФ очень востребованной, заняла некоторые сегменты рынка новых машин, которые освободились после ухода европейских и японских производителей. В России особенно популярны авто марок Chery (например, Chery Tiggo 7 Pro), Haval (Haval Jolion) и Geely (Geely Coolray).

Будут ли расти продажи электромобилей? Думаю, да. Это общемировой тренд. Вот только один пример. Еще в 2008 году китайская компания BYD выпустила первый в мире серийный подключаемый гибрид, однако к такому технологическому «прорыву» рынок оказался не готов. А сегодня компания делает электромобили по полному производственному циклу, наблюдается устойчивый рост их продаж. Весной текущего года компания полностью отказалась от бензиновых машин (в линейке остались только гибриды и электромобили). Ввозить в Россию их будет белорусская компания SGP. Поставки могут начаться в 2023 году.

Доцент кафедры таможенного администрирования Северо-западного института управления РАНХиГС, кандидат социологических наук Дарья Щербакова:

– На конец года в России осталось 14 зарубежных автомобильных брендов (против 60 на начало года), из которых 78% – китайские. А остальные ввозятся по параллельному импорту. Думаю, автопроизводители Поднебесной могут расширить модельный ряд. Также можно предполагать, что свою нишу на российском авторынке займут иранские бренды.

Что касается российского автопрома, в части собственного производства он пока серьезных оборотов не наберет. А вот совместные проекты с китайцами, по аналогии с «Москвичом», очень даже вероятны.

Огромен потенциал у рынка электромобилей. Пока мы в сотни раз уступаем европейским странам по распространению гибридных или полностью электрических моторов, но я уверена, что китайские бренды непременно этим воспользуются и разместят на территории РФ производство именно электрических автомобилей.

Изменение цен на автомобили будет зависеть от нескольких факторов. Первый из них – платежеспособный спрос. На данный момент динамика реальных доходов населения показывает стабильный спад. И аналитики прогнозируют лишь ухудшение ситуации в ближайшие пару лет. Второй фактор – количество платежеспособного населения. Часть людей, у которых были деньги на покупку машины, уехали. И те деньги, которые могли бы быть вложены в покупку автомобиля, теперь обслуживают потребности своего владельца в другой стране. В целом эти факторы не способствуют повышению цен на автомобили, поскольку в противном случае их просто некому будет покупать. Третий фактор – как раз монополизация рынка китайскими производителями. С одной стороны, Китай продает автомобили дешевле Европы и Америки, а с другой позиция монополиста может подтолкнуть китайские автоконцерны к повышению цен на российском рынке.

Между тем за восемь месяцев 2022 года автомобили в России уже подорожали на рекордные 22%, это в среднем. Конечно, снижения цен мы вряд ли дождемся, но вот динамика их роста, учитывая вышесказанное, скорее всего будет не такой значительной как в этом году.

Подготовила Алёна Бодриенко.

Фото Максима Мишина / пресс-служба мэра и правительства Москвы

авто, машины, Москвич, завод, Фото Максима Мишина / пресс-служба мэра и правительства Москвы
One Comment
  1. Эксперты прогнозируют рост числа электромобилей, мне это нравится, за ними будущее, экологически чистые, экономные, думаю, для них будут в будущем созданы все условия для хорошего функционирования

Добавить комментарий