«Жизнь, я требую сатисфакции!»

Так восклицает герой спектакля «Самоубийца» по одноименной пьесе Николая Эрдмана, премьеру которой представил режиссер Павел Сафонов в Театре Вахтангова.

А затем два с половиной часа Семён Семёнович Подсекальников (чудная роль Юрия Цокурова) через клоунаду и буффонаду ищет эту самую «сатисфакцию».

Написанная в 1928 году пьеса стала неугодной и запрещенной к постановке, несмотря на высокую оценку Горького и Луначарского. Константин Сергеевич Станиславский обращался лично к Сталину, но и это не помогло. Произведение считалось «вредным и пустым». Увидеть сцену «Самоубийце» удалось только в 1982 году, когда в Театре сатиры пьесу поставил Валентин Плучек.

«Меня привлекала тема  пьесы — столкновение личности, человеческой индивидуальности с социумом, обществом. Как в этих обстоятельствах человеку себя сохранить? В пьесе — конкретные приметы времени, быт, но это фантасмагория. Я думал о словах Подсекальникова, который собирается лишить себя жизни: «Человек есть клетка. И томится в этой клетке душа… Ну а если клетка пустая? Если души нет? Что тогда? Есть загробная жизнь или нет?» Это главный вопрос, который мучает каждого, — «На что стоит тратить жизнь, во что верить?». В финале пьесы есть ответ: надо жить не ради лозунгов, а быть свободным», — говорит о своей работе над постановкой режиссер Павел Сафонов.

Главный герой пьесы – Семён Семёнович Подсекальников. Он не работает, живет в коммунальной квартире с женой и тещей. Поссорившись с супругой из-за ливерной колбасы, герой угрожает покончить с собой и пишет предсмертную записку: «В смерти прошу никого не винить». Но соседи пытаются подсунуть Подсекальникову свой текст последнего письма, преследуя личные цели — политические, религиозные, любовные. Так жизнь и смерть Семёна Семёновича превращается в балаган с элементами ужаса.

Спектакль «Самоубийца» по-вахтанговски — это трагикомедия, а точнее, трагифарс, с потрясающими лирическими  и трагическими монологами героя и гротескными кусками, подтверждающими нелепость обыденной жизни. Зритель не только смотрит и слушает, но и сам «участвует»: смеется, ужасается и даже роняет слезы от осознания того, насколько иногда неприглядна наша жизнь.

Профессионально, душевно и трагично герой Юрия Цокурова пытается «сбросить» с себя всю эту «неприглядность» и услышать свой голос, а не «идти» за чужими лозунгами. Вокруг полно людей с сумасшедшими идеями и теориями, а также противостояния так называемым «тенденциям». Так зачем же на это все тратить свою единственную жизнь?

В начале пьесы Подсекальников абсолютно выпал из жизни, потерял ее смысл и находится в неврозном состоянии, в котором он бунтует, пытаясь «перейти» в другое пространство. Герой  обретает силу, которая и привлекает к нему толпу людей-призраков. Они слетаются к нему как на огонь, как на источник жизни, и начинается весь этот маскарад-клоунада. Но Подсекальникова уже не остановить и не затащить обратно в «норку»,  он чувствует, что намного сильнее, свободнее их и способен жить ради своей жены, ради себя, ради своей трубы и не зависеть от всех этих «прописных» истин и сумасбродных идей. Своим выходом из «норок» жизни главный герой постановки указывает путь всем нам.

«Мне кажется, что сегодня, как никогда, актуальна история человека, который не вписывается в общую тенденцию происходящего в мире, человека, которому трудно сохранить себя и понять, зачем он живет, понять, что важно, а что является наносным, внешним, где масса (как говорит один из персонажей), а где личность. И конечно, эта пьеса о внутренней свободе, о границах этой свободы, о человеческой душе, которая всегда вне каких бы то ни было идей, религий, политических течений и прочего» — так охарактеризовал журналистам главную идею постановки режиссер Павел Сафонов.

Помогают Юрию Цокурову осуществить «выход» артисты: Екатерина Крамзина, Ольга Тумайкнина/Светлана Йозефий, Василий Симонов, Александра Стрельцина, Олег Макаров, Евгений Косырев, Юрий Красков, Дмитрий Соломыкин, Артем Пархоменко, Анна Антонова/Ася Домская, Мария Шастина, Карен Овеян/Василий Цыганцов, Виталий Иванов.

«Пьеса Эрдмана – о странном, изломанном мире на пути глобальных перемен. Во все времена смена мироустройства, политические, экономические, территориальные сдвиги в первую очередь отражались на обычном человеке. Меняется страна, время, порядки, законы, и некоторые люди не могут с этим справиться, оказываются потерянными, ненужными, обреченными выживать, а не жить. У человеческой жизни короткий срок, так мало времени дано, а человек вынужден подстраиваться: жить там, где ему некомфортно, работать там, где не нравится, все время загонять себя в чуждые рамки, менять свою сущность. И вот про это сломанное время, про этих людей – испуганных, обозленных, обиженных на жизнь и на несправедливость – эта пьеса», — подвел итог премьеры Юрий Цокуров.

Владимир Сабадаш.

Фото Сергея Виноградова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x