На 77-м году ушел из жизни замечательный режиссер, тонкий сценарист и артист Николай Досталь.
Он родился через год после окончания войны, 21 мая 1946 года, в Москве, в семье кинорежиссера Николая Владимировича Досталя и виолончелистки персиянки Джахантаб Сарафи. Являлся пасынком Натальи Андросовой – урожденной княжны Искандер, праправнучки Николая I, последней из семьи Романовых, остававшихся в СССР и постсоветской России.
Николай Досталь окончил факультет журналистики МГУ в 1970 году, в 1972 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров, учился в мастерской Георгия Данелии. Киноманы хорошо знают картины Досталя. Это «Человек с аккордеоном», «Шура и Просвирняк», «Мелкий бес», «Монах и бес» и другие. Среди самых известных режиссерских и актерских его работ – ленты «Раскол» и «До свидания, мальчики», которые получили многочисленные награды фестивалей. А известность за рубежом режиссеру принес фильм «Облако-рай», который он снял в 1991 году. Лента была удостоена международных призов, в числе которых «Серебряный леопард» Международного кинофестиваля (МКФ) в Локарно (Швейцария) и приз национального кинофестиваля «Кинотавр».
Николай Досталь являлся членом Российского оскаровского комитета и вышел из него после того, как Российская киноакадемия отказалась выдвигать наши фильмы на соискание «Оскара».
Картины режиссера всегда несли особую глубину и попытку вглядеться в себя, в наше время, переосмыслить уроки истории в приложении к текущему моменту. Он любил повторять, что «вера и месть несовместимы». Много размышлял о режиссуре. «Режиссер начинается с выбора материала, – говорил Николай Досталь. – Когда я читаю что-то интересное, то сразу начинаю думать о том, как это можно было бы снять»… Среди главных бед общества он называл забывчивость уроков истории и неспособность применить эти уроки к текущему моменту. «Я считаю, – говорил Николай Досталь, – что наша беда в том, что мы все еще не готовы взглянуть в лицо своего прошлого. Я сейчас даже и не о покаянии. Я сейчас – об осмыслении того, что с нами произошло, что мы делаем с собой. Отсутствие подобного осмысления отбрасывает какую-то мрачную тень и на настоящее, и на будущее».
Редакция газеты «Московская правда» выражает соболезнования родным и близким Николая Досталя.
Елена Булова.
Фото Б. Кремера
Ушёл человек творческой профессии, ушёл, оставив нам самого себя в виде снятых им фильмов, в которых будут вечно жить вложенные в них силы его души и мысли.