Диккенсовская история в Театре Образцова

Отгремели фейерверками новогодние праздники, закончились Святки – самое необыкновенное, «подарочное» время года, а в Театре Образцова волшебство продолжает править бал. Здесь с аншлагом идет премьера фантастического мюзикла «Рождественская история», поставленная по святочному рассказу Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».

В главной роли в театре впервые выступил актер Ефим Шифрин. В очередь с ним работает заслуженный артист РФ, блистательный Константин Дубичев.

Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Алексей Франдетти поведал зрителям историю рождественского преображения скряги и брюзги Скруджа, который терпеть не может Рождества и всеобщего веселья. Его, такого богатого и влиятельного, не любит весь город. Но в сочельник к герою прилетает дух его умершего приятеля Марли, стонущего и окутанного цепями. Призрак страшно страдает: ведь там, где он оказался, уже ничего нельзя исправить. И Скрудж  еще может успеть. И Марли предупреждает Скруджа, чтобы тот не терял времени и задумался над своей жизнью, и в помощь посылает ему три загадочных рождественских духа. Благодаря им Скрудж оказывается сначала в своем детстве, видя, что стало причиной его одиночества. Вспоминает он и то, как в юности предал любимую, предпочтя ей деньги, что стало причиной его злости и скряжничества. Видит и свое мрачное будущее: его поглотит земля, ни одна живая душа не придет к нему на могилу, а накопленное богатство достанется непонятно кому. Лишь старая экономка будет торговать его дорогими рубахами, пытаясь увеличить количество монет в своем тощем кошельке.

История эта происходит в зимнем Лондоне XIX века в преддверии рождественского праздника. Аромат и антураж Рождества создает для нас замечательный художник Виктор Плотников, автор сценографии к «Снежному шоу» Славы Полунина. Прекрасные домики старого Лондона светятся изнутри. Прекрасные заснеженные узоры на окнах этих домиков радуют наш глаз.

И куклы в постановке необыкновенно разнообразны. Их автором также является Виктор Плотников. Тут есть планшетные и перчаточные, тростевые и марионеточные куклы, маски и инсталляции. Есть, например, огромные, четырехметровой высоты, есть и симпатичные легкие, призрачной стайкой проносящиеся над залом на специальных тросах.

Впечатляет появление в начале спектакля двух гигантских ростовых кукол в виде шарманщика и барабанщика, внутри которых работают артисты.

Да и сам Скрудж поначалу является нам гигантом — верхняя часть его тела возвышается над огромным домом-костюмом с большим количеством окон, из которых то и дело высовываются маленькие должники. На них герой смотрит сверху вниз, ведь он «всюду ищет выгоду, где сорвать бы куш».

Скрудж мало обращает внимания на людей, они для него сродни отбросам. Он настолько вознесся в своей гордыне, что даже присваивает себе право решать, кому жить, а кому умереть.

И совершенно не понимает своего конторщика Боба (Донат Гильманшин), носящегося на руках с больным сыночком Тимом. Боб – человек, Тим – кукла, что становится ясно не сразу, так виртуозно работает артист. Тим смертельно болен, требуются деньги на лечение, но Скрудж ничего не хочет знать про это.

Какое Рождество без света свечей и огоньков! Ночной призрак покойного Марли – огромная, в человеческий рост, белоснежная, словно из ваты сделанная, кукла парит горизонтально в воздухе и холодно светится изнутри. Напротив, вполне радостным светом сияет другая кукла – Дух прошедшего Рождества. Он предстает перед нами в образе красивой огненной Феи, чье изображение стало визитной карточной спектакля.

Благодаря Духу прошедшего Рождества мы видим Скруджа в прошлом – маленького кукольного мальчика в кукольном окошке с распахнувшимися створками, словно в старой сказке. Он часто остается один дома, он так любит сказки!

Фантазии постановщиков спектакля, кажется, нет предела: например, у Джина на ковре-самолете, с которым улетает маленький мечтатель мальчик Скрудж, пропеллером выступает вращающаяся борода. Ну полный восторг!

Видит Скрудж и свое ближайшее будущее. Очень эффектна гигантская кукла Смерть с косой, которая простирает свои крылья над героем. И уж совсем невероятно смотрится умерший, лежащий на земле Скрудж, по которому эта кукла проезжается своим гигантским, долго тянущимся шлейфом, на котором видны черные домики, сарайчики, церквушки. Словно мать-земля поглотила с потрохами героя, и ничегошеньки от него не осталось. Взрослым в этой сцене становится жутковато, дети появление на сцене маленького гробика воспринимают совершенно спокойно. Им неведомо понятие греха, о котором, собственно, и рассказывает спектакль, зато они прекрасно ориентируются в понятиях «добро» и «зло».

Скрудж, к счастью, не согласен с тем, что от него ничего не останется. С этой спасительной мысли и начинается преображение героя. И вот он уже готов принять приглашение прийти в гости к своему племяннику, где так радостно отмечают Рождество и всегда готовы согреть теплом запутавшегося дядю. Готов Скрудж теперь помочь деньгами и маленькому больному Тиму. Готов повысить жалованье его отцу. Готов пожертвовать неприлично большую сумму нуждающимся людям города.

Музыка с трагичной сменяется на веселую.

Она, кстати, полноправный герой спектакля. Здесь великолепно поют все. Это тем более удивительно, что артисты кукольного театра вовсе ведь не должны быть такими уж прекрасными певцами. Но это есть! И на сцене они работают, как суперпрофессиональные драматические актеры, давая сто очков вперед тем своим коллегам, чьи однообразные реакции мы – зрители – видим на экране из сериала в сериал.

«Рождественская история» — настоящий полноценный мюзикл, поставленный в Театре им. Образцова впервые. Композитор Андрей Рубцов постарался на славу. Композиции звучат в исполнении актеров, хора и живого оркестра на сцене.

Кому-то может показаться, что история эта детская. Что совсем не так. Во времена первой публикации книги Диккенса произведение называли «новым Евангелием». И театр, предлагая зрителям премьерный спектакль, всячески стремится соответствовать такой высокой оценке.

Елена Булова.

Фото предоставлены Театром Образцова

2 Comments

Добавить комментарий