К 80-летию победы в Сталинградской битве. Из хроники мужества и героизма в боях за родную землю.
Весной и летом 1942 года гитлеровское командование предприняло генеральное наступление на южном участке Восточного фронта. Задача была – отрезать центральные районы, Москву и Ленинград от поставок продовольствия из южных районов, от нефти Баку, Майкопа и Грозного. Здесь добывалось 90 процентов стратегического сырья. Гитлер приказал своим генералам:
«Окончательно уничтожить оставшиеся еще в распоряжении Советов силы и лишить их по мере возможности важнейших военно-экономических центров. Если мы не захватим Майкоп и Грозный, я должен буду ликвидировать эту войну».
В телевизионном документальном сериале к 60-летию Победы «Дневник памяти», шеф-редактором которого я был, Николай Константинович Байбаков, заместитель наркома топливной промышленности СССР в 1940-1944 годах, рассказывал:
«В августе сорок второго года меня вызвал Сталин и говорит: «Товарищ Байбаков, Гитлер сказал, что если он не захватит кавказскую нефть, он проиграет войну. Поэтому вы должны немедленно вылететь на Кавказ и будете головой отвечать за состояние нефтяной промышленности от Краснодара до Баку». Я понял, что он имеет в виду, и спросил: «Кто даст мне команду, если придется уничтожать промыслы?» Сталин ответил: «Поезжайте и вместе с Будённым, командующим Южным фронтом, будете принимать решение. Но имейте в виду, если вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем». Сделал паузу и добавил: «Товарищ Байбаков, имейте в виду, если вы уничтожите промыслы, а немец не придет, и мы останемся без нефти, то мы вас тоже расстреляем».
Николай Константинович излагал историю с некоторым смешком: вот, мол, какие времена были, дело прошлое…
«Судьба Кавказа будет решена под Сталинградом», – объявил начальник штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта генерал Йодль. Три общевойсковые и одна танковая армия развивали наступление в сталинградском направлении. Наши войска, чтобы не попасть в окружение, с боями отступали к излучине Дона. Ставка Верховного главнокомандования, понимая стратегическое значение города, подтягивала к Волге резервы. Под Сталинград были срочно переброшены 12 дивизий с Дальнего Востока.
К 10 августа советские войска отступили на левый берег Дона.
Сталинград оказался на осадном положении. На подступах к городу строились три оборонительных рубежа. Четвертый – в черте города.
23 августа танковый корпус армии генерала Паулюса прорвал линию фронта и, пройдя по тылам советских войск около 60 километров, вышел к Волге севернее Сталинграда. Под огнем немецких орудий оказались цеха Сталинградского тракторного завода.
Начались массированные бомбардировки. Только в один день, 23 августа, немецкая авиация совершила 2 тысячи самолетовылетов.
Из воспоминаний командующего 62-й армией генерал-лейтенанта Чуйкова:
«Воздушные налеты врага еще ни разу за всю войну не достигали такой силы. Огромный город, протянувшийся на пятьдесят километров вдоль Волги, был объят пламенем. Горе и смерть вошли в тысячи семей. Наши части ПВО 23 августа сбили около 90 самолетов противника. До темноты бомбардировка не прекращалась».
Из воспоминаний командующего Сталинградским фронтом генерал-полковника Еременко.
«Сталинград потонул в зареве пожарищ, окутался дымом и копотью. Огонь возникал повсеместно, горел весь город, ярко, как костры, пылали деревянные строения, огромные клубы дыма и языки пламени взвивались над заводами… Кварталы огромного цветущего города превращались в развалины».
И это только один день – 23 августа.
Город был разрушен полностью. Потери мирного населения ужасающие. До сих пор историки не могут определить более или менее точные цифры. По переписи 1939 года в Сталинграде насчитывалось 490 тысяч человек. К ним прибавились десятки тысяч эвакуированных из Ленинграда и Северного Кавказа. С началом боевых действий из Сталинграда эвакуировано, по различным сведениям, около 400 тысяч мирных граждан. Все исследования сходятся в одном: ко 2 февраля 1943 года в городе осталось 32 тысячи жителей.
С 12 сентября, когда сражения развернулись в черте города, оборона Сталинграда была возложена на 62-ю армию генерала Чуйкова и 64-ю армию генерала Шумилова. Общее руководство осуществлял прибывший в Сталинград начальник Генерального штаба генерал-полковник Василевский.
В первые дни штурма немецкая мотопехота при поддержке танков продвигалась к берегу Волги. Положение спасла 13-я армия генерала Родимцева. Неся тяжелые потери, она переправилась на западный берег Волги и сходу вступила в бой. Два полка заняли Мамаев курган – господствующую над городом высоту.
Выйти к Волге – значило занять город. В отдельных районах противник находился в 150 – 200 метрах от реки, но дальше продвинуться не смог.
Неотправленное письмо убитого немецкого офицера:
«Нам надо дойти до Волги. Мы ее видим – до нее меньше километра. Нас постоянно поддерживает авиация и артиллерия. Мы сражаемся, как одержимые, а к реке пробиться не можем. Вся война за Францию продолжалась меньше, чем за один приволжский завод. Мы брали крупные города и теряли при этом меньше людей, чем на этом богом проклятом клочке земли. Против нас, вероятно, сражаются смертники. Они не получают подкреплений, так как мы контролируем переправу. Они просто решили сражаться до последнего солдата. А сколько их там осталось – последних? И когда этому аду наступит конец?»
В развалинах завода «Баррикады» вела ожесточенные сражения 138-я дивизия полковника Людникова. У этой дивизии была своя песня, сочиненная неизвестным солдатом. Ее пели на мотив «Три танкиста, три веселых друга»:
От разрывов улицы дрожали,
Но не дрогнул фронт наших полков.
Мы стеной гранитной дружно встали
На защиту волжских берегов.
Мы сражаемся на «Баррикадах»,
Не страшит нас самый ярый бой.
Грянем, братцы, песню о солдатах,
О героях Сто тридцать восьмой!
19 ноября 1942 года войска Юго-Западного фронта при поддержке частей Донского фронта начали наступление с севера-запада. 20 ноября с юга пошли в прорыв войска Сталинградского фронта. Направление главного удара – город Калач-на-Дону.
При подготовке наступления необходимо было переместить колоссальное количество снаряжения и боеприпасов. На перевозке работало 27 тысяч машин. Железные дороги ежедневно подавали 1300 вагонов. Войска и грузы для Сталинградского фронта перевозились под обстрелом, в условиях осеннего ледохода на реке. С 1 по 20 ноября через Волгу было переправлено 111 тысяч человек, 427 танков, 556 орудий, 14 тысяч автомашин, около 7 тысяч тонн боеприпасов.
Днем 23 ноября под городом Калач-на-Дону, у хутора Советский, встретились наступавшие навстречу друг другу части Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Железное кольцо замкнулось.
В междуречье Волги и Дона в окружении оказались 22 гитлеровские дивизии и 160 отдельных частей общей численностью 300 тысяч человек.
Три армии Юго-Западного и Сталинградского фронтов развивали наступление на запад, к Ростову, отбрасывая гитлеровцев от окруженной группировки Паулюса. Вскоре перешли в наступление три армии с Северного Кавказа.
Для прорыва окружения с запада гитлеровское командование срочно создало ударную группу армий «Дон» под общим командованием генерал-фельдмаршала Манштейна. Для ее формирования были переброшены дивизии с других участков советско-германского фронта и даже из Франции и Германии.
12 декабря германская группировка «Дон» – три танковые дивизии, отдельный батальон, оснащенный тяжелыми танками «Тигр», четыре пехотные и две кавалерийские румынские дивизии – начала наступление. Наши части отошли за реки Аксай и Мышкову. За три дня боев противник продвинулся на 45 километров. До Сталинграда оставалось 40 километров. В этот момент Ставка перебросила резервы, в том числе и усиленную 2-ю гвардейскую армию генерала Малиновского, удар которой решил исход сражения. Враг был остановлен, а к концу декабря отброшен от Сталинграда на 150 – 200 километров. Армия Паулюса потеряла надежды на прорыв блокады.
24 января генерал Паулюс доложил верховному командованию вермахта: «Дальнейшая оборона бессмысленна. Поражение неизбежно. Чтобы спасти еще оставшихся в живых, армия просит немедленного разрешения капитулировать».
Разрешения не дали.
31 января Паулюсу было присвоено звание фельдмаршала. 2 февраля фельдмаршал Паулюс, 24 его генерала и остатки его армии числом 91 тысяча солдат сдались в плен. Так 2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва – полной победой советских войск.
Германия погрузилась в трехдневный траур. На совещании высшего командного состава вермахта 1 февраля 1943 года Гитлер заявил: «Возможности окончания войны на Востоке посредством наступления более не существует».
А в это время в Сталинграде сержант Поляков из 138-й стрелковой дивизии читал на митинге стихи собственного сочинения:
Здесь мы в бою видали смерть не раз.
На волжском рубеже ломала сила силу.
И поседели многие из нас,
А многие здесь голову сложили.
Война не кончилась. Нас ждут еще бои,
Походы дальние, потери и награды.
Запомни, гвардия: Отчизну мы спасли
Вот здесь, на черных глыбах Сталинграда!
Оборона Сталинграда и Сталинградская наступательная операция в общей сложности длились 201 день и ночь. Общие потери советских войск составили 1 129 619 человек. («Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах». Москва: Воениздат, 1993.)
Потери немецко-фашистских армий – 1,5 миллиона.
Президент США Рузвельт назвал Сталинградскую битву эпической:
«Храбрость, сила духа и самоотверженность сталинградцев будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».
Король Великобритании передал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись:
«Гражданам Сталинграда, крепким как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.