Реализация послания президента Федеральному Собранию впервые началась на следующий день. На своих пленарных заседаниях обе палаты ратифицировали президентский документ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений».
Законодательное воплощение послания президента обычно начинается с раскачки и растягивается на годы. Положения разных посланий накладываются. Происходит интерференция разнородных указаний гаранта. Некоторые оказываются неисполнимыми – увеличение ВВП вдвое или передача электроэнергии на большие расстояния с помощью сверхпроводимости. А теперь вот возрождение базового образования в вузах. Также приостановление Договора о стратегических наступательных вооружениях.
Если ситуация изменится и ДСНВ можно будет реанимировать, придется создавать новый, четвертый вариант, а этот денонсировать. Он уже не соответствует реальности.
Путин отметил, что Договор двухсторонний и не учитывает весь ядерный потенциал НАТО. Теоретически без распространения контроля на Британию и Францию восстановление ДСНВ России ничего не дает. В качестве основного аргумента докладчики выдвинули тезис о том, что США изменились, перестали исполнять Договор. Его первый вариант готовился во времена распада СССР, когда мы не считали друг друга врагами. Дискуссии как таковой не было, в основном парадные речи в поддержку мудрого решения президента. Парламентарии осмелели от страха сказать что-нибудь не санкционированное. Для публичных выступлений депутаты использовали данные послания о том, как США уклоняются от исполнения ДСНВ. Переименовали сотню единиц СНВ и тем самым вывели их из-под Договора.
Во всем парламенте нашелся один смелый депутат Вячеслав Никонов. На предыдущем заседании Думы 16 февраля Никонов честно сказал, что мы изменились. Что касается ДСНВ, это единственный двухсторонний документ, на сохранении которого США настаивают именно потому, что применяли его односторонне с самого начала. Российских инспекторов к себе не пускают. СНВ не уничтожают, а захоранивают с возвратным потенциалом. На российских объектах инспекторы США измеряли даже ширину дверей.
Зампред СФ Константин Косачев отметил поворот США на 180 градусов и подчеркнул, что они стали жульничать. По словам сенатора, приостановление ДСНВ это не наше решение, а вынужденный ответ. В НАТО действует комитет ядерного планирования. Формулировка определяет возможность возврата в режим Договора. Последний парламентский оппонент, сенатор Людмила Нарусова спросила, не означает ли приостановление Договора, что стратегическое ядерное оружие становится только наступательным.
Косачев сослался на наши доктринальные документы, которыми определяется применение ядерного оружия.
Представитель президента по закону о ДСНВ, замминистра иностранных дел Сергей Рябков в очередной раз выполнил свою непростую миссию. На мой взгляд, его роль действительно изменилась на 180 градусов, причем его самого не устраивают оба варианта. Решения принимает верховный главнокомандующий, но опытный дипломат умеет сочетать исполнение приказа с выражением собственных оценок.
Я напомню, что действующий документ представляет собой третий вариант Договора. Как я узнал, он был заключен в интересах США с помощью внедрения в Генштаб молодых генералов, которые уволились сразу после ратификации и сказочно обогатились. Об этом мне рассказал депутат КПРФ Николай Коломейцев. Прочитал в открытых источниках и возмутился. Когда по щучьему велению, по США хотению, ДСНВ выкатили в парламент на продление, возмутился сам докладчик Сергей Рябков. Волю президента он выполнил и затем рассказал, что нарушено в канонах дипломатической классики. Расшифровать запутанный клубок противоречий по цитатам и комментариям сложно. Однако сопоставление информационных уколов по разным поводам выявляет простую причину. Кремль пытается сохранить прямую линию с Белым домом и повторить схему мирного разрешения Карибского кризиса. Такова моя версия.
Приостановление ДСНВ прошло в преддверии обновления российских СНВ. Начинаются массовые поставки «Цирконов». Заступает на боевое дежурство «Сармат», принципиально новый вариант «Сатаны». В то же время в США истекает срок стоящих на дежурстве атомных СНВ.
Мы действительно изменились. В публичном информационном поле появились грамотные американисты и китаисты. Аудитория получила доступ к относительно адекватной картине в этих странах. Приостановка ДСНВ в моем понимании стала ответом не только на изменение ситуации, но и на недовольство нерешительностью действий. В США не верят в возможность применения против них ядерных СНВ. Сработает ли сигнал для Белого дома? Вряд ли. Кеннеди решал с Хрущёвым судьбу мира втайне от «партии войны» США. Его тактической задачей было обеспечение внутренней секретности и внешней открытости по прямой линии с Хрущёвым.
Сейчас та линия не нужна, есть более совершенные каналы связи. Проблема в том, что «партия войны» сидит непосредственно в Белом доме в лице Джо Байдена. Когда речь заходит о России, якобы немощный старичок становится суперактивным, каким не был даже при продавливании решения об уничтожении Югославии. Байден был главным идеологом.
Условно говоря, Россия обращается к трансграничной аудитории Сеймура Херша, Майкла Мура, Джона Перкинса, Валери Плейм Уилсон, Бена Элтона, Джулиана Асанжа, Эдварда Сноудена. У «партии войны» сдают нервы. Байден истерит, Блинкен хамит. Лидеры Канады и Франции записывают свои переговоры для отчета перед Большим Братом. Страха у них нет, который мог бы заставить договариваться с Москвой.
В России наоборот. Неоднородность страны отражает дискуссия в СФ по закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», который вызвал резонанс в обществе. Сенатор-цивилист Андрей Клишас отметил, что вся научная терминология, в том числе юридическая, вне закона. Он ни одного заключения не подпишет. Представитель Минюста Андрей Корнеев обещал, что этого не будет. Необходимые подзаконные акты, он обещал разработать за три месяца. Имеются в виду словари и справочники. Корнеев заверил, что лингвистическая экспертиза предусмотрена только для новых законодательных актов.
Докладчик, зампред комитета СФ по науке, образованию и культуре Екатерина Борисовна Алтабаева пояснила, что для лингвистической экспертизы будут использоваться цифровые платформы. Их еще предстоит разработать. Сенатор высказалась за то, чтобы было как можно меньше иностранных слов. Елена Мизулина сначала наотрез отказалась голосовать за закон. Потом сделала вид, что председатель СФ Валентина Матвиенко ее уговорила. Cимвол парламентской демократии Людмила Нарусова требовала разъяснений, какие нецензурные иностранные слова имеются в виду? Если есть ограничения, должен быть список ругательств. Вот Лихачев в лагере написал диссертацию о русском мате. Нарусова посчитала закон неактуальным: профанация права и нет наказания. Вы все правы, – заключила Матвиенко. Но с чего-то надо начинать. Государственный язык должен быть защищен. Если отклоним закон, утонем еще на десять лет. Мизулина и Нарусова возбудили председателя комитета по регламенту Вячеслава Тимченко, и он пригрозил ставить вопрос о лишении голоса за злоупотребление правом.
В «разминке» (выступления сенаторов по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам) Людмила Нарусова выступила в защиту дискриминируемых артистов, отстраненных от спектаклей за свободное выражение своего мнения. Нарусовой дали дружный отпор. Но она не сдалась.
Лично мне претят такие дискуссии. Артист с политическим заявлением на устах все равно что журналист с автоматом в руках. Но ведь с ними работают, давят политической цензурой с обеих сторон. Журналистов у нас никто не защищает. Русофобской цензуры стало намного больше, особенно в научных изданиях.
Кстати, о русском языке. В тот же день Дума приняла постановление по правительственному часу Минцифры Максута Шадаева. В нем содержится рекомендация «разработать механизм поощрения авторов литературных произведений для детей и подростков на русском языке и языках народов Российской Федерации, а также издательств, выпускающих такие произведения».
Лев МОСКОВКИН.