В Театре им. Моссовета состоялась премьера спектакля Андрея Кончаловского «Супружеская жизнь. Перестройка».
Театралы уже могли видеть это произведение в постановке Кончаловского во МХАТе, где главную мужскую роль играл сначала Алекандр Домогаров, а потом Гоша Куценко. Теперь режиссер перенес спектакль в родной Театр им. Моссовета. Партнером исполнительницы главной женской роли Юлии Высоцкой (Марина) стал Алексей Розин, пожалуй наиболее органично сыгравший роль Ивана.
С Розиным Высоцкая уже пересекалась на моссоветовской сцене в постановке «Укрощение строптивой»: партнеры хорошо чувствуют друг друга и вместе смотрятся очень интересно.
Иван Алексея Розина – обаятельный сорокадвухлетний импозантный семьянин. Он работает в медицинском институте, любит фильмы Спилберга и недолюбливает родственников жены. Ироничен, порой саркастичен, в какие-то моменты бывает тонким и глубоким, в какие-то – нетерпимым и предельно грубым. Кризис среднего возраста выливается у Ивана в личностный бунт, в результате которого герой отправляется «налево». То есть – в объятия первой встречной.
Марина в исполнении Юлии Высоцкой – интересная, сексапильная молодая женщина тридцати пяти лет. По образованию – юрист. Детей у пары нет, Марина компенсирует это обстоятельство организацией бесконечных встреч с многочисленными родственниками, расписывая в подробностях для семьи ближайшие выходные, что крайне раздражает Ивана. Впрочем, Марина убеждена, что у них все прекрасно, только вот с сексом в последнее время возникли нелады. Женщине не хватает нежности, внимания и романтизма, мужчине не хватает этого самого секса.
Короче, перед нами – среднестатистическая советская семья, хотя в основе спектакля лежат мотивы пьесы шведского драматурга, в которой ее автор Ингмар Бергман традиционно уделяет особое место человеческой психологии. Но уникальность большого произведения и состоит в том, что оно универсально и может быть перенесено на любую почву.
Андрей Кончаловский смело переносит бергмановскую историю в более привычные для нас среду и время – девяностые годы прошлого столетия. «Безусловно, при этом происходит некий сдвиг в интерпретации характеров, но это не лишает спектакль гениального проникновения Бергмана в сущность отношений между мужчиной и женщиной», – считает режиссер.
Вечерами семейная пара выбирается в кино, спорит о просмотренных фильмах, слушает американскую музыку на пластинках, «подпольно» записанных на рентгеновских снимках, встречается с родственниками. Различия в восприятие мира супругами вскрываются постепенно. Марина в чем-то идеалистка, она – из тех комсомолок, которые свято верили в светлое будущее коммунизма. Иван – прагматик, с радостью в свои 26 лет положивший комсомольский билет на стол, открепляясь «по возрасту». О, свобода! Больше не надо ходить на собрания! Кстати, время, в которое супруги живут, Иван мрачновато называет «отвратительным», из-за «присутствующего в людях страха».
Отношения пары, прожившей вместе двадцать лет, проходят разные этапы – страсть, взаимопонимание, сострадание, измены, разлуку, новую встречу. Но решения и выводы, которые они делают по ходу, зачастую ставят зрителей в тупик (хотя кому-то они, возможно, покажутся приемлемыми и даже близкими).
Особое место в спектакле занимает атмосфера, тщательно созданная режиссером. Придирчиво подобранная музыка и кадры хроники, словно видения прошлого, придают постановке особый объем, шарм и ностальгическое звучание.
Стараниями художника-постановщика Андрея Кончаловского (сценография спектакля тоже принадлежит ему) трехкомнатная квартира в центре Москвы становится вполне узнаваемой. Кухня, обеденный стол, холодильник ЗИЛ, уютный диван, кресла, торшер, этажерка – мы видим только одну из трех комнат этой отличной квартиры, доставшихся героям от родителей «в наследство».
Из распахнутой балконной двери вплывают звуки улицы. Шуршание шин проносящихся внизу автомобилей и обрывки мелодий советских хитов из их окон – все вполне узнаваемо для человека, чья юность пришлась на годы существования СССР.
В безмятежный, казалось бы, домашний этот мир вплывают кадры телевизионной хроники, мелькающие на стенах квартиры и отражающие время. Под чарующую мелодию «прогноза погоды» из программы «Время» возникают залитые солнцем города СССР, по улицам которых куда-то спешат советские граждане. Но вот настроение меняется: перед нами – кадры штурма Белого дома. По Москве едут танки, мелькают знакомые лица, сошедшие с новостных экранов, – Сахаров, Ельцин, Горбачёв, Хасбулатов, Руцкой. Проносятся кадры массовых беспорядков на Садовом кольце, митинги на фоне Белого дома. Тонкой цепочкой стоят вокруг него представители культуры и науки, охранявшие завоевания демократии. Страна ждет и требует перемен!
Романтика завоевания свободы перекликается с романтизмом Ивана, ожидающего перемен в рамках отдельно взятой семьи. Иван тоже бунтует, он готов все сломать и уйти в свое персональное «прекрасное далёко», начав отношения с новой женщиной.
Кончаловский всеми средствами пытается передать свое ощущение того, как на людей СССР действует слом эпох и как в их жизнь постепенно вползает американская философия. Это теперь нам уже очевидно, что не всегда новое оказывается вещью созидательной. Но тогда… Как однажды сказал хороший режиссер Сергей Соловьёв: «Я ведь тоже стоял на съемочной площадке своей «Ассы» и, потрясая кулачком, кричал, что жду перемен. Спустя много лет я стал задумываться над тем, а почему, собственно, не спросил у себя, каких именно перемен я жду?»
Дыры в отношениях, которые пытаются залатать герои, расширяются на глазах. Даже возникает естественный вопрос: да полно, а любили ли они друг друга когда-нибудь? И будет ли крепким другое, столь старательно возводимое ими здание, если выводы, по большому счету, не сделаны?
Ответы на эти вопросы Андрей Кончаловский оставляет на откуп нам, зрителям. Как, впрочем, и всегда. Любимая фраза Андрея Сергеевича, обращенная к залу: «И вы тоже правы».
Действительно – ведь каждый из нас сам проходит свои перестройки и выходит из них со своими собственными завоеваниями и потерями. Кого что устраивает…
Елена Булова.
От комсомола откреплялись не в 26 лет, а в 28.
Интересный сюжет. Хотелось бы посмотреть фильм с таким сценарием и с Юлией Высоцкой в главной роли. Все фильмы Кончаловского мне нравятся, он очень талантливый режиссер.
Очередной шедевр Андрея Кончаловского! Гениальный режиссёр! И автор статьи так ярко и при этом душевно описал этот спектакль, что прямо возникло непреодолимое желание побывать на нем! Я выросла в 90х, поэтому очень хочется ощутить эту уютную и такую родную атмосферу, так чётко подмеченную автором! Обязательно схожу!