Ситуация с доходами и расходами страны, возникшая уже в начале года, пока не позволяет делать долгосрочные прогнозы.

Министерство финансов сообщило, что дефицит федерального бюджета за январь-февраль 2023 года составил 2,581 триллиона рублей. Это предварительная оценка. Возможно и превышение. Факт интересный. Хотя и не столь неожиданный. Ранее тот же Минфин информировал, что доходы за январь снизились на 35%, а расходы выросли на 59%.
Бюджет страны на 2023 год был составлен с предусмотренным дефицитом, то есть с превышением расходов над доходами, в 2,9 триллиона рублей. На весь год. А тут — за 2 месяца практически выполнен «годовой план по убыткам».
Понятно, поступления от экспорта газа и нефти снизились почти наполовину — на 46%. Под санкциями продажа цветных и черных металлов, золота, древесины, нефтепродуктов… К примеру, экспорт свинца и изделий из него упал на 70%. Сбываются предостережения двадцатилетней давности о неустойчивости экономики, основанной на продаже природных ресурсов. Ведь поступления от них составляют 60% доходной части бюджета.
Сейчас продажа нефти и газа срочно переориентирована на Индию и Китай. Однако эти страны берут наши углеводороды с большой скидкой. То есть выручка уже далеко не та. Есть и другие моменты. Так, экспорт в Индию вырос в несколько раз, расчет идет за рупии, только Банк Индии запрещает их конвертировать в другие валюты. Мы можем приобретать на эти деньги индийские товары. Но баланс несопоставим. И потому в российских банках сейчас — переизбыток неконвертируемых рупий.
Готовы покупать российскую нефть и некоторые страны Африки — с большим удовольствием, со скидкой, гораздо дешевле, чем у Саудовской Аравии. Опять же пока неясно, какими валютами они будут рассчитываться.
Российские компании, испытывающие финансовые трудности, начинают задерживать выплату налогов. По данным Росстата на 1 января 2023 года, совокупная задолженность компаний РФ по налогам, сборам, страховым взносам и пеням достигла 2,53 триллиона рублей.
По мнению аналитиков, если нынешние тенденции сохранятся, то уже к концу года возможны серьезные последствия. И придется неизбежно использовать общероссийскую копилку — Фонд национального благосостояния (ФНБ). Это признают и в правительстве. Министр финансов Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации (http://council.gov.ru/events/streams/), сообщил: «Мы рассчитываем, что в текущем году мы из ФНБ заберем порядка 600 миллиардов рублей. И профинансируем в полном объеме наши расходные обязательства».
Независимые эксперты с меньшим оптимизмом оценивают ситуацию в более отдаленной перспективе.
«Для финансирования бюджетного дефицита понадобятся средства ФНБ, которых хватит на полтора-два года при текущем уровне цен на нефть», — считает Артем Деев, руководитель аналитического департамента крупнейшей брокерской компании AMarkets.
Поэтому обоснованы опасения, что, начиная с бюджета-2024, придется экономить на всем, включая социальные сферы — пенсии, субсидии и другие меры поддержки населения.
В общем, перспективы не самые радужные. Но в то же время нас ободряют тем, что число бедных достигло исторического минимума за 30 лет наблюдений с 1992 года — и сейчас снизилось до 15,3 миллиона человек. Конечно, в принципе особо радоваться нечему — ведь это значит, что каждый девятый-десятый россиянин живет за чертой бедности. Но тем не менее на 4,6 миллиона меньше — по сравнению с началом 2020 года. Хотя общие реальные доходы населения, выразимся дипломатично, не растут. Как сказал президент Путин на встрече с рабочими авиационного завода в Улан-Удэ 14 марта: «У нас произошло небольшое снижение и уровня реальной заработной платы, и реальных доходов населения — на один процент в первом и во втором случае. Но тенденция сейчас идет все-таки на повышение».
Снижение числа бедных объясняется ускоренной индексацией минимального размера оплаты труда и ростом социальных выплат, в том числе прибавкой к пенсиям. А также… с изменением методики расчетов. Во втором квартале 2020 года число россиян с доходом меньше прожиточного минимума составляло 19,9 миллиона человек — 13,5% населения страны.
А сейчас — снизилось на 4,6 миллиона.
Что год текущий нам готовит?
Сергей Баймухаметов.
В мое время государство мало поддерживало семьи с детьми и все справлялись собственными силами. Не надеялись на пособия и работали.