Человечество в целом похоже на организм человека. Сложно разобраться в его устройстве и управляемости, для этого надо серьезно учиться. Задача обеспечения его жизнеспособности проще, и врачи ее решают опять же на основе качественного образования.

Общение с врачом на приеме оставляет впечатление, что доктор сдает тебе экзамен, настолько все четко, по учебнику. В управлении страной появились те же признаки.
Признаки и тенденции – не система, а демонстрация намерений. Система существует в разрывах между образованием и потребностями общества, народом и государством. Современные недуги нашего общего организма активно прививались с семидесятых и после девяностых эффективно усугублялись. Перечислю.
Двухуровневое высшее образование. Ранняя специализация. Всеобщая гуманитаризация образования и науки. Ликвидация прямых связей среднего и высшего профессионального образования с производством. Манипуляции с ЕГЭ, специальностями и их наполнением. Заниженная оплата необходимого обществу труда. Зависимость от цен и рейтингов, формирование которых передано зарубежным, условно частным компаниям.
Человечество похоже на пациента, ЗОЖ не соблюдает и превращает лечение в смысл жизни.
Чтобы объяснить что-то кому-то, весьма желательно хотя бы понять самому. Вот я и пытаюсь понять, что делает Государственная Дума, посредник между государством и обществом. Своеобразный фронт-офис. Хотели демократии – получили систему разрывов между потребностями молчаливого большинства и активностями отдельных специфических страт населения или даже специально подготовленных активистов «гражданского общества».
Профессионализм в мире растет по конкретным направлениям с разными целями. Россия и Дума в ней отличаются возможностью понимания целей и действий. Они формируются ex tempora под давлениям развития событий в организме человечества.
Пленарное заседание Государственной Думы во вторник, 5 апреля четко разделилось на демонстрацию усилий и попытку решения. Парламентская оппозиция вводит в массовое сознание представление о моральном долге государства перед детьми, инвалидами, детьми войны, тружениками тыла, узниками концлагерей. Слово «гетто» отделилось от узников и прозвучало во вторник один раз иносказательно. Чернобыльцы ушли из думской повестки после волевого принятия компромиссных законов. Реабилитированных давно вычеркнули из памяти как лишний класс. Государства в мире разные. Некоторые не несут никаких обязательств. Другие оплачивают свои долги. Третьи – чужие.
Подчеркну – ни один из одиннадцати отклоненных 5 апреля законопроектов не может быть принят. Авторы либо готовили их адекватно конкретной ситуации и она изменилась, либо вообще на принятие не рассчитывали. Некоторые инициативы выглядят странно в своей частности. Например, предложение уравнять жителей блокадного Ленинграда независимо от инвалидности или ее отсутствия. Для других непонятен подбор конкретных документов из законодательного портфеля. На отклонение уже прошло около трех десятков законопроектов о детях войны. Сколько осталось, непонятно. Постоянно вносят новые. Для заседания 5 апреля выбрали два, от КПРФ и ЛДПР. Мне искренне жаль единороссов Елену Цунаеву и Татьяну Буцкую, которым судьба отвела роль обосновывать отклонение. В качестве аргумента указывается, что авторы кого-то забыли, и возникает социальная несправедливость. Например, есть Ленинград, но нет Сталинграда.
Универсальный подход отработан на вкладчиках советского Сбербанка и распространен на держателей ОСАГО с самого начала его введения. Ни одно решение социальных проблем с помощью льгот справедливым не может быть в принципе.
Докладчик от КПРФ Николай Арефьев высказался честно-прямолинейно:
«Вот сегодня в побежденной Германии средняя пенсия в пять раз выше, чем в России. И при этом российские пенсионеры еще и должны оплачивать дополнительные затраты, которых не было у нас никогда. Ну, допустим, платная медицина сегодня – это 1,2 триллиона рублей согласно статистике. ОДН, которые надо платить, капитальный ремонт, который никогда не платили. Монетизировали транспортные льготы. Закрыли 230 поездов, а на поездах льготный проезд был, 600 электричек, это тоже бесплатный проезд был. Таким образом, льгот лишены только потому, что закрыли электрички и поезда. Закрыли рынки и лишили продуктов наших детей войны», – сказал коммунист Арефьев. По его логике, законопроект бы не вносили, если бы в России была нормальная пенсия.
Противоборствующие стороны сыграли дружно. Дискуссия по отклоняемым законопроектам позволила показать порочность законодательного подхода с обязанностью автора указать источник финансирования. Искать деньги на исполнение государственных обязательств – это задача правительства. Параллельно обозначили некоторые из искусственно созданных расходов населения. К сожалению, не все, тут требуется инвентаризация. И в который раз перечислили дыры, куда проваливаются ресурсы страны.
Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина пожаловалась: «Многое меняется у нас в Государственной Думе, не меняется только отношение правительства к социальным законопроектам. В этой части иногда руки опускаются, потому что понимание того, что эти законы нам сегодня нужны, оно есть у всех, мне кажется, даже у тех, кто нажимает кнопку «против» или просто не голосует». В комитете Останиной семь депутатов, два коммуниста и остальные единороссы. Она просит фракции направлять своих депутатов в ее комитет.
Председатель комитета по развитию конкуренции Валерий Гартунг в ответ на призыв сообщил, что комитетов больше, чем депутатов фракции. Зачем нужен его комитет о том, чего во время кризиса быть не может, мне непонятно. Зато я лично увидел в дискуссии намерение вывести страну из тупика.
Система социального государства зависит не столько от денег бюджета, сколько от моральных установок общества и политических запретов. Для России их создано слишком много.
Депутат СРЗП Андрей Кузнецов публично совершил открытие очередного закона природы: «У нас сегодня огромная трещина в отношениях между государством и народом, которая заключается в том, что народ, значительная его часть, считает, что он живет своей жизнью, а государство живет своей жизнью. И очень слабо пересекаются эти траектории».
Опять просматривается аналогия человечества и человека. Депутат фактически описал отношения генома и тела. Власть эффективней генома. Если бы не было намерения устранить обозначенную проблему, депутат не получил бы возможности сказать о ней с думской трибуны.
Представленной выше базы достаточно для понимания главного вопроса из повестки пленарного заседания Государственной Думы 5 апреля. Это, безусловно, принятый закон зампреда ГД Ирины Яровой о создании системного механизма целевого приема и целевого обучения под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект направлен на обеспечение программ по заключению договоров целевого обучения студентов с работодателями в регионах, независимо от места проживания, обучения и будущей работы. Фактически внутри страны создается система комбинированной подготовки и трудоустройства специалистов, которая давно работает в интересах зарубежных компаний.
В объемной аннотации к законопроекту среди прочего указано: «Заказчик целевого обучения размещает на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» предложения о заключении договора о целевом обучении, которые должны содержать предусмотренные законом сведения.
Информация, содержащая предложения о заключении договоров о целевом обучении на Единой цифровой платформе «Работа в России», является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом».
Цифровая платформа достигнет работоспособного уровня в течение года, и соответственно, сроки вступления закона в силу отложены до 1 мая 2024 года. Закон Ирины Яровой направлен на комплексное решение задачи подготовки кадров. В нем заложены механизмы формирования адекватного рынка труда, поиска и подготовки специалистов, снижение финансового гнета обучения в вузе и так далее.
Для дилетанта вроде меня прочтение такого закона равносильно небольшому подвигу. Текст может служить пособием по созданию работоспособных законов.
За свою многолетнюю парламентскую жизнь Ирина Яровая накопила опыт. Представляя законопроект Думе, она сказала: «Это один из тех законопроектов, который задает совершенно новую, принципиально новую систему координат для выбора профессии и гарантий государством качественного образования в сопровождении наставников и с гарантией рабочего места.
Мы выводим впервые на публичную открытую платформу «Поступи Онлайн» и «Работа в России» предложения работодателей по тем профессиям, которые будут востребованы в России на ближайшую перспективу. Это возможность осмысленного выбора профессий и гарантии того, что контрольные цифры приема в вузах будут соотноситься с реальными запросами регионов и экономики».
Конец цитаты.
По замыслу автора, «Мальчик или девочка – выпускник школы, проживая в Калининграде, сможет выбрать будущую профессию и рабочее место в любом регионе нашей страны. Более того, такие крупные репутационные работодатели, например, как «Ростех», «Росатом», «Газпром», «Роснефть», они впервые на этой открытой публичной площадке будут заявлять конкурс на обучение в привязке к будущему рабочему месту. Такого не было никогда.
И тогда этот конкурс становится настоящим интеллектуальным и жизненным конкурсом, когда будут соревноваться не по принципу, кто успел зайти в коридоры администрации того или иного региона и договориться о преференциях, чтобы получить направление в престижный вуз или трудоустройство, по принципу, кто чей ребенок, а это гарантия будет для всех выпускников нашей большой страны. И ребята будут, выбирая свою профессию и вуз, понимать, что это абсолютная государственная гарантия».
Конец цитаты.
Председатель ГД Вячеслав Володин поддержал инициативу и одновременно сформулировал предложения, без которых никакой позитивный закон сам по себе не заработает: «Давайте примем решение. У нас это касается в первую очередь Министерства здравоохранения, Министерства просвещения, Министерства культуры. Давайте при подготовке отчетов министров профильных первым вопросом, чтобы они освещали тему кадрового обеспечения системы здравоохранения, просвещения и культуры. Коллеги, мы без этого проблему не решим, ее надо выводить на другой уровень контроля.
Да, сейчас мы принимаем решение, существенно дорабатывающее целевой набор, который, с одной стороны, стал возможной лазейкой для тех, кто имеет отношение к направлениям, это должно уйти в прошлое. Но, с другой стороны, закрепление специалистов, профориентация, подбор специалистов – это вопросы отнюдь уже другого уровня.
У нас что сейчас происходит? В сельских больницах до 80 процентов вакансий. Нет хирурга в центральной районной больнице, а нет хирурга в центральной районной больнице, значит, нет больницы, нет узких специалистов. Если брать города с численностью населения 40 – 50 тысяч человек, вакансии до 60 процентов, значит, что-то не так. Ситуация аналогичная в школах. И все сегодня держится на пенсионерах, дай бог здоровья тем, кто продолжает работать, учителям и врачам. Ситуация в учреждениях культуры еще хуже», – сказал Вячеслав Володин. Он обратил внимание председателя комитета по контролю, это не должны быть цифры и разговор о средней температуре по больнице.
Для завершения картины приведу еще две цитаты.
Координатор фракции КПРФ Николай Коломейцев указал председателю Думы на прокол в логике, и тот вынужден был согласиться: «Чтобы с министра спрашивать, надо чтобы, как в сельском хозяйстве, вуз подчинялся министру. А у нас сегодня многие, в том числе в здравоохранении, половина подчиняется Миннауки, половина Минздраву. В результате у семи нянек дитя без глазу.
То есть, это вот развитие. Идея правильная, но ее развитие надо.
И плюс ПТУ. Надо вернуть на федеральный уровень, потому что мы, передав на региональный, фактически сократили большую часть ПТУ и оставили только поваров, бухгалтеров и парикмахеров, а вот технических уже не готовим», – сказал коммунист Коломейцев.
«Для чистоты отношений» Володин принялся опровергать, по-другому его отношения с Коломейцевым до сих пор не складывались.
«У нас с вами все медицинские вузы подчинены Министерству здравоохранения, как они были, порядка 50 вузов, так они и остались. Созданные факультеты в университетах классических действительно находятся в системе высшей школы, но если брать в целом подготовку кадров, где-то, наверное, процентов под 90 – это кадры, подготовленные в системе Министерства здравоохранения, в высшей школе, которые имеют непосредственное отношение к этому учредителю.
Что касается Министерства просвещения, отдать должное, новый министр многое сделал для того, чтобы практически в каждом регионе, за исключением, наверное, 20 субъектов, появились педагогические институты, подчиняющиеся именно Министерству просвещения», – сообщил Володин.
Он отметил, что у Министерства культуры таких образовательных учреждений меньше.
Далее последовало признание.
«Но в чем вы правы, конечно, нам ставку надо делать на подведомственные вузы, особенно если они имеют профильность. И когда создаются факультеты медицинские на ровном месте в бывшем педагогическом институте или тем более еще и открываются научные советы и специальности, никакой критики это не выдерживает. Нам надо будет об этом как раз поговорить и с министром высшей школы, чтобы не увлекались тем, что более эффективно может делать Министерство здравоохранения, как это, собственно, при сложившейся системе есть.
Я думаю, что вы тут тоже поддержите. Так?
Коллеги, разобрались».
Конец цитаты.
Председатель Думы Володин завершил дискуссию.
В битве депутатских амбиций победила сиюминутная истина. Патогенез пойдет своим чередом, но консилиум свою работу только начал, и матрица терапии заработала.
У России есть обязательства не только перед собой. Чтобы не забывали, президент внес на ратификацию в Думу два договора между РФ и Сирией – о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Докладчик от президента, замминистра юстиции Андрей Логинов сообщил, что терроризм в Сирии зашкаливает: «Ну, как вы понимаете, количество запросов, которые мы направляем в сторону сирийской стороны, оно значительно больше, чем мы получаем из Сирии, в силу того, что активность террористических организаций именно в Сирии зашкаливает», – сообщил представитель президента Логинов.
Если бы не решение президента России о помощи Сирии, этой страны сейчас бы не было. Как и ряда других стран. США из Сирии так и не ушли.
Лев Московкин.
Фото Ольги Давыдовой
Лучше бы эти свои амбиции они направляли в нужное русло и честно работали. Тогда бы и страна совсем иной была бы.