Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков: старики-разбойники XXI века

Режиссер Дмитрий Светозаров завершает работу над фильмом о судьбах художников-соцреалистов.

Центральную роль вымышленного персонажа – скульптора Николая Ферапонтова играет Юрий Стоянов.

По сюжету этой трагикомичной истории имя лауреата Госпремии скульптора Николая Ферапонтова подзабыто современниками, хотя когда-то оно гремело. Ферапонтов даже считался классиком периода расцвета монументальной пропаганды, но потом фортуна повернулась к герою пятой точкой. И теперь случай  неожиданно дарит Ферапонтову возможность снова взойти на «олимп».

Режиссер Светозаров снял трагикомичную историю о творцах, которые оказались за бортом своей эпохи, став ей не нужны.

Картина снималась на «Ленфильме». Основное место действия – выстроенные на студии декорации скульптурной мастерской, на полках которой грустно «толпятся» гипсовые, никому не нужные, бюсты Ильича.

Персонаж Стоянова неоднозначен. Некогда обласканный властью, он жил безбедно и даже участвовал в травле коллег. Но времена сменились: теперь герой считает копейки в кошельке и пытается выжить.

Юрий Стоянов характеризует своего  Ферапонтова как «вовсе не бездарного человека и даже неплохого ремесленника».

Действительно, Ферапонтов, с одной стороны, хоть и конъюнктурщик, лепивший вождей мирового пролетариата и передовиков производства, но, с другой стороны, – художник, в формализме не замеченный. Просто он служил партии, в которой состоял так, как это понимал. Работал честно, получал за свою работу деньги, не бедствовал. А потом в его жизни все изменилось в одночасье. Герой растерялся и совершенно потерял себя.

По сценарию в минуту крайнего материального неблагополучия с помощью искусствоведа Мясоедова (артист Дмитрий Лысенков) Ферапонтов находит в закромах собственной мастерской неизвестно откуда там взявшиеся картины огромной стоимости. И понимает, что это реальная, хотя и не совсем честная возможность хоть как-то изменить свое незавидное материальное положение. Но на шедевры начинается охота: вторым претендентом на «авторство» выступает некто Нахимсон (Виктор Сухоруков) – коллега, всегда конфликтовавший с Ферапонтовым, на время уехавший в Израиль по липовым документам. Столкновение старых неприятелей и способы «поделёжки» чужих полотен оказываются весьма неоднозначны и экстравагантны.

«Пять процентов» – ироничное авторское указание на то, сколько же реальных денег в итоге может оказаться в дырявых карманах стариков-разбойников после всех перипетий, трений и судов. Понятно, что крохи. Посыл этой веселой ленты подспудно обращает внимание на социальную несправедливость: старикам во все времена приходится довольствоваться мизером, ловчить не от хорошей жизни, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

Вот такая оборотная сторона этой практически комедийной истории.

Елена Булова.

Фото kino-teatr.ru

2 Comments

Добавить комментарий