20 апреля стартует 45-й Московский международный кинофестиваль, фильмом открытия станет драма Бориса Хлебникова «Снегирь». Наш кинообозреватель Елена Булова уже посмотрела картину и делится первыми впечатлениями.
Новый фильм Бориса Хлебникова впечатляет: его отличает мощь и глубина, а также визуальная составляющая.
Драма снята по произведению Георгия Владимова «Три минуты молчания», написанного полвека назад. Но Хлебников достаточно сильно трансформировал сюжет, перенеся его в наши дни.
Действие разворачивается на рыболовном судне «Снегирь», на борту которого, согласно распределению из мореходного училища, появились два девятнадцатилетних паренька – Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк).
Суровый мужской коллектив встречает молодежь крайне неприветливо: обучать очередных неофитов никому не хочется, да и настроения нет – рыба в сети в этом году не идет, все суда возвращаются на берег со скудным уловом, а значит, без денег. Экстремальные для ребят обстоятельства в виде замкнутого пространства корабля и разношерстной команды моряков, вышедших в рейс подзаработать, проверяет мальчишек на стрессоустойчивость и крепость физических сил.
В подобных мужских коллективах, если верить режиссеру, всегда присутствует травля и дедовщина. Макс худо-бедно входит и обживается. А Никита, не поступивший на физико-математический факультет и попавший в мореходку случайно, подвергается жесткому прессингу со стороны команды. Герои фильма попадают в десятибалльный шторм, спасают норвежских моряков и в сокращенном составе возвращаются на берег в объятья следователя.
В картине великолепно работают Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Евгений Сытый, Сергей Наседкин, играющие неприветливую команду морских волков, которая в состоянии либо поглотить, либо дать от ворот поворот неосторожно приблизившемуся одиночке.
Картина Хлебникова по большому счету рассказывает про уникальную способность русского человека на подвиг и неспособность к нормальной повседневной жизни. Причем, подвиг рассматривается, как возможность побега от бессмысленности этой самой жизни.
Сам Хлебников ранее часто говорил про то, что в кино не стоит экранизировать литературу. Потому что литературная основа всегда богаче, чем фильм, и на экране получается лишь куцый ее вариант, берется ли режиссер за «Войну и мир», за «Мастера и Маргариту» или за любое другое литературное произведение. Но в данном случае Хлебников сделал исключение, правда, уйдя от литературной первоосновы достаточно далеко: от романа остались разве что эпизод со штормом, да сцена спасения норвежских моряков. Даже общая идея романа подверглась трансформации: в свое время критики писали, что роман Владимова – о «трагической разобщенности людей перед лицом смерти».
Хлебников, скорее, опровергает это размышление, чем подтверждает его. Хотя мысль о том, что жизнь его персонажей достаточна бессмысленна, и они не ведают, что творят, сохраняется.
В появившейся на борту молодежи моряки не способны разглядеть новое дуновение жизни: для них пацаны – всего лишь рабочий материал, который надо тупыми поучениями превратить в себе подобных. При том, что на борту находится уникальное собрание по-своему несостоявшихся людей. Но как это часто бывает в жизни, эти несостоявшиеся люди пытаются опыт своей неудачливости навязать ближнему как великую мудрость. Один из парней эту игру принимает, другой – нет, и его жизнь трагически обрывается.
Картина сделана удивительно еще и в том смысле, что все, что зритель видит на экране – декорации. Но догадаться об этом невозможно. Только задняя часть судна и сцены траления рыбы имеют отношение к настоящему кораблю.
Несмотря на подвиг, который совершает команда, спасая норвежских моряков, Хлебников совершенно не собирается никого из героев оправдывать. У него нет намерения романтизировать морских волков в связи с тем, что они так мужественно спасли себе подобных. Ни в коем случае. Именно поэтому в финале зритель видит, как оставшийся чудом в живых девятнадцатилетний пацан, для которого плавание стало настоящим шоком, уходит с корабля, а капитан-авантюрист равнодушно глядит ему в след, докуривает бычок и бросает за борт. Капитану совершенно безразлично, что команда одного парня потеряла, а второму искорежила психику. Фильм собственно еще и об этом. О том, что мы, взрослые, подчас незаметно для себя предаем своих детей, уча их совсем не тому, чему надо было бы учить. И эта тема сегодня как раз одна из самых актуальных.
Елена Булова.
Кадры из фильма. Предоставлены пресс-службой