Церемония закрытия ММКФ в нынешнем году выглядела предельно лаконично. Вел ее режиссер Пётр Буслов, тот самый, который когда-то снял нашумевший «Бумер».
Действо без каких-либо реверансов и вступлений сразу вышло на свою главную дорогу: вручение призов.
«Золотой Святой Георгий» из рук председателя жюри Рахуля Равеля получил режиссер чилийско-аргентинского фильма «Три брата». Франсиско Папарелья, покоренный творчеством Достоевского, времени в Москве во время фестиваля даром не терял, он побывал в доме-музее писателя и признался в любви «Братьям Карамазовым», которые, собственно, и вдохновили его на создание картины-призера.
Председатель жюри, в свою очередь, рассказал о трудности выбора: жюри к консенсусу приходило сложно, поскольку кино – это не спорт и критерии победы здесь неоднозначны. Фильм «Три брата», по словам председателя жюри, – картина с сильной историей и прочими необходимыми элементами, характеризующими мощное зрительское кино.
Карен Шахназаров, возглавляющий «Мосфильм», получил приз «Золотой Святой Георгий» за вклад в мировой кинематограф.
– Московский фестиваль сыграл в моей жизни очень важную роль. Он для нас открывал мир великого кино. Мы видели не только великие картины, но и тех, кто их создавал, – сказал Карен Георгиевич, упомянув в своей речи Феллини, Капура, Маркеса, Трюффо. – Мои родители посмотрели на ММКФ фильм Стенли Крамера «Корабль дураков». Они подошли к Крамеру в фойе после показа. Сказали, что сын учится на режиссера, и спросили, что Крамер мог бы ему пожелать. Крамер взял бумажку и написал одно слово – «терпение».
Председатель жюри конкурса короткого метра итальянский режиссер Джорджо Куньо вручил награду китайскому фильму «Все», отличившемуся оригинальностью истории, драматургией и безудержной энергией. Режиссер Лу Хэлай на сцене прочувствованно поцеловал приз.
– Огромное спасибо Москве – этой кинематографической столице. Мы видим в этом фестивале храм кинематографии. Спасибо великому российскому народу за теплоту, – сказал Лу Хэлай.
Председатель жюри конкурса документального кино китаянка Хао Юнь засвидетельствовала, что конкурс документального кино был на редкость сильный, картины содержали ценные наблюдения авторов за современным обществом и жизнью.
Но среди прочих жюри более всего поразила лента о холоде и одиночестве, мечтах и душе, обвинительном приговоре и освобождении. Это «История российских тюрем. Владимирский централ» режиссера Юлии Бобковой.
– Какая тюрьма, такое и государство, потому этот фильм особенно значим, – сказала Юлия Бобкова, получая награду, признавшись, что картина прошлась по ее режиссерскому видению и трансформировала своего автора.
Споры о победителе внутри жюри конкурса «Русские премьеры» продолжались практически до утра. В итоге жюри, в которое вошли Алексей Учитель, сценарист Андрей Золотарев и актриса Анна Снаткина, не по регламенту оказалось на сцене в полном составе.
– Была очень достойная программа, – сказал Алексей Учитель, отметив, что жюри даже просило у организаторов дополнительный приз, который им не дали. Ограничились двумя специальными упоминаниями. Были отмечены «Тайное влечение» Стаси Венковой и «Единица Монтевидео» Татьяны Лютаевой. Награду же забрал «Край надломленной луны» Светланы Самошиной.
Светлана Самошина поблагодарила со сцены Наталию Мещанинову (автора сценария), Бакура Бакурадзе (своего мастера), Александра Прошкина (худрука картины) и продюсеров своей ленты.
Жюри основного конкурса, возглавляемое Рахулем Равелем, тоже поднялось на сцену в полном составе. Актеры Самал Яслямова (Казахстан), Алексей Гуськов и Светлана Иванова (Россия), режиссер и сценарист из Колумбии Сиро Герра распределили призы следующим образом.
«Серебряный Святой Георгий» за исполнение лучшей женской роли ушел к японской актрисе Кахо Сето «Хрупкие цветы в потоке дней».
Награду за исполнение лучшей мужской роли вручала актриса Светлана Иванова. Ее впечатлила работа актера Фернандо Арсе («Те, кто внизу»). По мнению обещавшего передать этот приз режиссера фильма Алехандро Кирога, «Фернандо – лучший актер Боливии на сегодняшний день, но кинематограф страны остро нуждается в поддержке властей».
Специальный приз жюри «Серебряный Святой Георгий» присужден канадско-болгарскому фильму «ФИ1.618» Теодора Ушева.
Алексей Гуськов передал приз за лучшую режиссуру в руки автору мексиканской «Черной луны» Тонатью Гарсия. Кстати, эта же картина получила еще и приз зрительских симпатий.
– Наш фильм посвящен всем тем народам, кто борется за свое право доступа к природным ресурсам, – сказал Гарсия, отметивший, что для него особо дорога и награда, и имя Сергея Эйзенштейна, приезжавшего в его страну в начале XX века.
Никита Михалков, поздравляя всех лауреатов с победой, сообщил, что 45-й ММКФ показал более 200 картин на 391 сеансе, что фестиваль посетили 38 тысяч зрителей, что на нем побывали 6 тысяч аккредитованных и 1,5 тысячи журналистов.
Фильмом закрытия 45-го ММКФ стала спортивная драма «42 секунды», рассказывающая об участии сборной Испании по водному поло в Олимпийских играх 1992 года, проходивших в Барселоне.
«42 секунды» основаны на реальной истории, картина эта удивляет прежде всего нетрадиционной подачей спортивного материала.
Елена Булова.
Фото предоставлены пресс-службой ММКФ
Клоунада. Ничего своего придумать не могут