Ярмарка в Рогожской слободе – красота без гламура!

При упоминании о старообрядцах многие представляют этакого бородатого сурового мужика, которому чужд весь мир, который семью в «черном теле» держит да только и знает, что молится, прямо сектант! Это мнение глубоко ошибочно. Старообрядцы открыты, дружелюбны, добры, современны, но свято преданы старинной вере предков.

Убедиться в этом можно, приехав в старинную Рогожскую слободу – Духовный центр Русской православной старообрядческой церкви. Ежегодно в Рогожской слободе по случаю празднования Недели святых жен-мироносиц проходит Всероссийская старообрядческая ярмарка. Праздничные мероприятия проводятся православными христианами-старообрядцами спустя две недели после Пасхи в честь дарования свобод веротерпимости указом императора Николая II в 1905 году – официальном окончании 250-летних гонений на хранителей православных традиций.

Каждый год на праздник, который в старообрядческой среде принято считать истинным женским днем, съезжаются гости для духовного торжества и дружеского общения, приезжают старообрядцы из разных уголков страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. В эти дни совершается праздничное богослужение, большой крестный ход, работает старообрядческая ярмарка народных ремесел и старообрядческой продукции, проходит вечер духовных песнопений — выступление старообрядческих хоров, традиционно организуется ряд мероприятий для детей и молодежи.

Неповторимым духом старообрядчества проникаешься, едва вступив на главную площадь, – гости и  продавцы будто персонажи книг Лескова: статные женщины в белоснежных платках и  длинных сарафанах с вышивкой. Мужчины с окладистыми бородами, в  вышитых рубахах-косоворотках, с красивыми плетеными  поясами. Очень приветливые и открытые  лица, люди радостно приветствуют знакомых. Конечно, главное событие праздника – это церковная служба, но после можно и отдохнуть, повеселиться, полакомиться: вкусного и красивого, нужного и полезного вокруг великое множество.

По случаю празднования Недели святых жен-мироносиц каждый год в Москву приезжают мастера и умельцы, землепашцы и пчеловоды со всей России, везут товар, произведенный собственными руками. Старообрядческие ярмарки по обыкновению проходят «без гламура»: приезжают обычные верующие православные люди и продают свой товар. Как рассказали продавцы, на ярмарку привезены только натуральные продукты, и их не только можно, но и нужно покупать. На дорогие декорации и павильоны денег никто не тратит, поэтому и цена честная, а любители могут и поторговаться. Вокруг ярмарочных палаток огромные очереди желающих приобрести горный мед, травяной чай, масло, копченую рыбу, вкуснейшую выпечку. Горожане давно позабыли, что растительное масло может иметь вкус и запах – тут его можно продегустировать и купить. Голова кружится от вкуснейшего запаха…  Рядом много сортов сыра, а сколько домашних мясных деликатесов и копченостей! Всякие там хамоны и пармезаны только позавидуют великолепному вкусу наших деликатесов. Не меньше народа толпится возле прилавков, где продают платья и косоворотки, сотканные изо льна вручную, по старинным технологиям, ведь лен издревле славится своими оздоровительными качествами. Алкоголем старообрядцы не торгуют, зато можно было попробовать диковинный медовый ликер, выдерживавшийся в дубовых бочках более года. Рядом домашняя медовуха на травах – напиток не хмельной, а целебный. Гурманы спешат отведать уникальные пироги по старинным рецептам – ржаная мука, томленые ягоды и тесто без дрожжей. Вкус поразительный, немного странный, но необыкновенно приятный.

После крестного хода всех гостей ждет вкусное угощение. Пища земная для всех гостей Рогожской слободы представлена была весьма богато: вкуснейшая казачья похлебка, плов, взвар и другие яства манят аппетитными ароматами гурманов и охотников за старинными рецептами. Рогожские казаки всю ночь готовили угощение для тысяч гостей Рогожской ярмарки, причем все бесплатно, во славу Божию, да с молитвой!

Определенную часть покупателей ярмарка привлекает не столько едой,  сколько возможностью купить редкую книгу или икону. Много мастеров, представляющих народные ремесла – вязание, плетение, берестяные изделия, вышивки, бисерные поделки, игрушки. Игрушек много – деревянные и тряпочные, расписные, свистящие. Ребятишкам удовольствие, а родители отмечают, что очень рады интересу детей не к глупенькой барби, а к отважным богатырям да русским боярышням. Интересно, что многие дети из воскресной школы Рогожской слободы для весенней ярмарки заранее делают игрушки и сувениры своими руками, продают их, а деньги  отдают на благотворительность.

Ежегодная старообрядческая ярмарка – одна из самых массовых и зрелищных частей праздника в Рогожской слободе. С каждым годом количество участников и посетителей растет, а вслед за ним повышается и качество организации. Участие в ярмарке для продавцов бесплатное, все хлопоты по организации берут на себя казаки Рогожской старообрядческой станицы, которые отдают этому много сил и личных средств: благодаря их трудам светлое и доброе торжество получается непохожим ни на одно подобное мероприятие в городе.

А теперь немного истории: активная жизнь Рогожской слободы начинается с конца XVI века, когда на левом берегу реки Яузы начали селиться ямщики — крестьяне, занимавшиеся перевозкой почты. Рогожская слобода с первых дней своего существования была закрытой от столицы и ее бурной жизни во всех смыслах. Этот исторический район был не только весьма удален (по тем временам) от Москвы, но здесь жили люди, ревностно сохранявшие свои обычаи и уклад жизни, не предполагавший открытости к пришлым или всему новому: местные жители были староверами. Это означало, что их вера сохранила древние обычаи и обряды Руси со времен ее крещения. Во время эпидемии чумы староверы активно способствовали борьбе с болезнью, что было отмечено властью, да и государственная политика  императрицы Екатерины по отношению к староверам смягчилась, им было разрешено селиться в местечке Рогожа, что рядом с кладбищем. Здесь староверы построили часовню, впоследствии вокруг расстроилась слобода, население которой в XIX веке достигало 70 тысяч человек. Кстати, термин «старообрядцы» был введен при Екатерине II, до этого использовалось название «староверы». Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но жители заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. После изгнания Наполеона из Москвы в столице проживало много донских казаков – в большинстве своем старообрядцев. Знаменитый герой Отечественной войны 1812 г. атаман Платов был также старообрядцем из донских казаков.

С этого момента начинается история Рогожской слободы как старообрядческого центра, в начале XX века население Рогожской слободы составляло около 30 тысяч человек, действовало 5 женских монастырей и 10 богаделен, которые финансировались богатыми промышленниками-старообрядцами. Главной функцией Рогожской общины всегда была благотворительность. В начале XIX века на Рогожском кладбище начинается строительство домов призрения для инвалидов и престарелых. На земле общины были выстроены также приют для душевнобольных женщин, сиротский дом. В 1830-х годах общее количество призреваемых превышало 1000 человек. Кроме богоугодных заведений, строятся жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих. В отдельном доме размещалось церковное училище. На территории Рогожской слободы располагалось 5 женских монастырей.

Официально в Российском государстве насаждалось мнение, что старообрядцы — неграмотные фанатики-ретрограды, враги прогресса и просвещения. Но посмотрим на факты: многие успешные и богатые русские промышленники и купцы были именно из старообрядческих семей и благодаря трудолюбию, трезвому образу жизни и другим качествам успешно конкурировали с иностранным капиталом. Знаменитые старообрядческие династии — Морозовых, Кузнецовых, Рябушинских, Шелопутиных, Солдатенковых, Трындиных, Рахмановых, Мельниковых и многие другие внесли огромный вклад в развитие промышленности и торговли в России, а также в культурное развитие страны, являясь активными меценатами и благотворителями. На деньги старообрядцев строились театры и музеи, больницы и учебные заведения, благоустраивались города и поселки. Одновременно старообрядцы проявляют себя и в культурной жизни общества: возникает МХАТ, построенный Саввой Морозовым, оперный театр Зимина, С. П. Рябушинский издает самый изысканный журнал дореволюционной России «Золотое Руно», многочисленные старообрядческие церковные хоры с огромным успехом выступают в консерваторских и концертных залах обеих столиц. На Рогожском открывается высшее учебное заведение — Старообрядческий институт, в котором преподают известные российские ученые.

Рогожская слобода и Рогожское кладбище сильно пострадали за годы советской власти. Когда строили метрополитен, по указу чиновников  на кладбище разбивали роскошные мраморные семейные склепы, используя камень для облицовки станций. Кроме этого, разрушались строения, даже пруд и тот засыпали. Варварская мода разорения храмов не обошла стороной и Рогожскую слободу: с  уникальной колокольни сбросили колокола, был закрыт и обезглавлен храм Рождества Христова, почти разрушен Дом причта. Красивейшие пруды были засыпаны, снесены  старинные дома. В 90-х годах прошлого века территория была возвращена старообрядческой митрополии. Сейчас это духовный центр старообрядческой церкви с храмами и духовным училище. В начале 2000-х началось активное восстановление ансамбля Рогожской слободы, и сейчас там уже проведены огромные работы – ожил Рожественский храм, на колокольне вновь звонят колокола, заново выкопаны пруды, восстановлен Дом причта, где располагаются службы Рогожской общины, музейный зал, классы воскресной церковной школы, проводятся выставки.

В настоящее время считается, что в России проживают более миллиона старообрядцев, еще приблизительно столько же за рубежом: в Северной и Южной Америке, Пакистане, даже африканской Уганде.

Мы не будем подробно описывать принципы веры старообрядцев и поразительную архитектуру храмов Рогожской слободы – для этого есть книги, экскурсии. Сегодня Рогожская слобода – сказочно красивое и мирное место, которое может посетить любой человек, только не нужно забывать про соблюдение правил поведения и дресс-код, принятый в древлеправославных храмах.

Старообрядцы веками живут по заветам и правилам предков, несмотря на все гонения. Это русские люди из прошлого, которых не изменили прошедшие века, они каким-то чудесным образом оказались сейчас среди нас, став современниками и сохранив лучшие национальные черты. Во избежание путаницы необходимо отметить, что различные религиозные секты не имеют никакого отношения к старообрядцам (или древлеправославным).

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x