26 мая на Симоновской сцене Вахтанговского театра состоится открытие бюста народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации Вячеслава Анатольевича Шалевича, день рождения которого отмечается 27 мая.
О Вячеславе Шалевиче так много сказано, что трудно добавить что-то новое. Артист-легенда, человек-эпоха, корифей – все это о нем.
Вячеслав Шалевич всю свою творческую жизнь посвятил служению Театру имени Евгения Вахтангова. А в 1998 он еще и возглавил, параллельно с основной работой, Московский драматический театр имени Рубена Симонова, находящийся через дорогу от альма-матер. Теперь этот театр стал Симоновской сценой Театра имени Евгения Вахтангова. Символично, что бюст Вячеслава Шалевича будет установлен именно здесь, в двух шагах от Арбата, где прошла вся жизнь артиста.

Предлагаем вашему вниманию отрывки из интервью, которые в разные годы Вячеслав Шалевич давал театральному обозревателю «Московской правды» Елене Буловой.

«…Надо начать с того, что родился я в теперь уже очень популярном роддоме Гутермана на Арбате. И вырос во дворе театра Вахтангова. Многие мои детские впечатления также связаны с Арбатом. Я помню, что когда разбомбили театр в самом начале войны, мы с матерью прятались в бомбоубежище, которое было расположено под театром. Я помню, как театр ремонтировали после войны. На его крышу я лазил, будучи мальчишкой, там же готовился к экзаменам, к поступлению в вуз. Артисты театра жили в нашем доме, мы, мальчишки, каждый день видели их во дворе и все они нас знали. Я прожил по пословице «где родился, там и пригодился». Ничего кроме этого театра я не знал, и никуда больше не поступал».
«…Арбат отличался тем, что тебя тут знала каждая старушка и каждый житель. И ты мог гулять в районе Смоленки ночью, а к тебе подходили и говорили: «Иди скорее домой, тебя мать ждет». Так работал арбатский беспроволочный телефон».
«…А вы знаете, что старухи на Арбате жили, как в горах, до 102-104 лет? Это удивительно. Я спрашивал свою тетку о рецепте такого долгожительства, и она неизменно отвечала: «Нужно не нарушать микроклимат: всегда открытая форточка, плюс маршрут – в магазин и обратно, в магазин и обратно». На Арбате действительно был замечательный микроклимат».
«…Если здесь и было какое-то хулиганство, то и законы были совсем другие. После двух приводов в милицию мама совершенно серьезно предупредила меня: «На третий привод ты попадешь в тюрьму». Поэтому драк стенка на стенку, двор на двор здесь не было. Арбат был режимной зоной. На каждом перекрестке стоял человек, которого все знали наизусть, и который знал каждого из нас наизусть. Эти люди охраняли правительственную трассу. Наблюдение было очень серьезным».
«Как-то раз я Николаю Гриценко разбил мячом форточку. Гриценко пришел к моей маме, беседовал с ней и просил вернуть 48 копеек за разбитое стекло. А у мамы не было этих 48 копеек. Так он и ушел! А когда я пришел работать в театр, он, увидев меня, сразу воскликнул: «И ты тут?!» Очень он меня в этом смысле любил. Но потом мы стали большими друзьями».
«Раньше, вы даже представить себе не можете, Арбат – это два тротуара, улица с двухсторонним движением, троллейбусы, едущие в ту и другую сторону. И, конечно, здесь было огромное количество магазинов, одних кинотеатров – пять штук, два театра! Теперь же сплошь – лавки антикварные и «шопы» с распродажами… Раньше на Арбате жила интеллигентнейшая публика. Когда коммуналки расселяли, то многие москвичи, как и моя тетка, оказались где-то в Беляево. И когда я ее спросил, как, мол, ты тетя Паша живешь, она ответили «как Ленин в Шушенском».
«Я очень люблю тишину. В жизни и на сцене. Спектакль корректирует зритель. Есть особое удовольствие в нашей профессии – это удовольствие тишины зала. Если стоит тишина, то у артиста распахивается душа и появляется возможность владеть этим залом. И вот если это чудо происходит, то ты влюбляешься в эту профессию раз и навсегда. И ты от нее не уйдешь»
За свою жизнь Вячеслав Шалевич сыграл десятки знаковых, ярких ролей и за каждой стоит неординарная личность: Барин-англоман («Идиот»), Доктор («Перед заходом солнца»), Ведущий и Дон Карлос («Маленькие трагедии»), Штефан («Игра в каникулы»), Александров («Живой труп»), Барах («Принцесса Турандот»), Козин («Конармия»), Блендербленд («Миллионерша»), Павел Суслов («Виринея»), Антон («Память сердца»), Ипполит («Выбор»), Казанова («Три возраста Казановы»), Муров («Без вины виноватые»), Людовик Мерикур («Будьте здоровы»), Граф де Гиш («Сирано де Бержерак»), Дорн («Чайка») и многие другие.
Елена Булова.
Еще одно культурное событие. Копилка культурного достояния пополняется. Это хорошо. Увековечить память о человеке – это высшая награда за его заслуги.