По логике, прежде всего надо помогать бедным. Но экономическая реальность, видимо, имеет свои особенности. Вполне вероятно, они недоступны для нашего, рядовых россиян, понимания.

В 2018 году правительство заключило с нефтяными компаниями соглашение о демпфере. Суть его в том, чтобы сохранять в стране доступные цены на бензин и дизельное топливо. Вне зависимости от экспортных цен.
Отсюда можно сделать вывод, что предпринимательская логика нефтяных производителей примерно такая: если мы продаем топливо Инострании за условные 50 рублей, то почему мы должны в Кинешме продавать его за условные 40 рублей? Дескать, это противоречит уставам всех бизнес-структур, в первых строках которых записано: «Цель – извлечение прибыли». Нет, так в свободной рыночной экономике не должно быть, и поэтому уравняем Кинешму с Иностранией!
А правительство им говорит: нет, не надо, за разницу в ценах мы будем вам доплачивать (Кстати, за ценами у нас следит, должна следить, Федеральная антимонопольная служба).
С социальной точки зрения, такие действия правительства могут вызвать только уважение и благодарность потребителей. О нас заботятся, чтобы капиталисты с нас три шкуры не драли.
С другой стороны, вроде бы и бизнес надо поддерживать. Ведь даже сверхбогатые нефтегазовые корпорации то и дело критиковали правительство за то, что государственное регулирование в отрасли приводит к убыткам.
С третьей стороны, министр финансов Антон Силуанов в 2019 году (с этого года начал действовать демпфер) свое выступление на Петербургском экономическом форуме назвал криком души:
«Мы оказываем помощь. «Дайте нам льготы по месторождениям», «дайте нам льготы по НДПИ…» Сейчас вот я читаю, что наша уважаемая компания <…> вложила 800 миллионов долларов в шельф на Конго, а мы им льготы предоставляем. Вопрос – так наши льготы куда идут? В нашу экономику или в иностранные экономики? Если мы предоставляем льготы, то, пожалуйста, инвестируйте здесь. Чего вам не хватает? Я с таким криком души <…> Я не говорю о социальной ответственности бизнеса – на нее, к сожалению, никто не обращает внимания. Но хотя бы инвестиции можно сделать в Россию. Тем более, что проектов у нас предостаточно» (https://www.finam.ru/publications/item/siluanov-upreknul-lukoiyl-v-krupnyx-investiciyax-v-kongo-20190607-13231/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop).
Итак, с 2019 года начал действовать демпфер. В апреле 2023 года министерство финансов объявило, что с 1 июля снизит выплаты нефтяным компаниям вдвое. Но потом перенесло сокращение на 1 сентября. С оговоркой: «Вопрос еще обсуждается, в том числе и сокращение демпфера на 50 % с 1 сентября».
Значит, все лето нефтяные компании будут получать деньги по прежней системе. Велики ли они, эти деньги?
Если по годам, то картина такая.
В 2019 году бюджет заплатил нефтяным компаниям по демпферу 282,2 миллиарда рублей. В 2020-м – 356,6, в 2021-м – 674,5 миллиарда рублей.
Прошедший 2022 год стал рекордным – выплаты нефтяникам по демпферу составили 2,16 триллиона рублей (https://tass.ru/ekonomika/16778985).
Напомним, федеральный бюджет всей России в 2022 году – 23,694 триллиона. То есть только демпфер, выплаченный нефтяным компаниям, равен почти 10 % всего бюджета страны.
Или другое сопоставление.
Запланированные расходы на здравоохранение в бюджете 2022 года составляли 1,272 триллиона. Почти в два раза меньше нефтяного демпфера.
Тут впору впасть в сарказм: конечно, российские благополучные больные – это вам не бедные несчастные нефтяники.
Будем надеяться, что во всем этом есть какая-то высшая экономическая мудрость, нам, простым гражданам, недоступная.
Можно также предполагать, что планируемое сокращение нефтяного демпфера вызвано дефицитом бюджета – то есть превышением расходов над доходами. На 2023 год предусмотрен дефицит в 2,9 триллиона. Но Минфин сообщает, что только за минувшие пять месяцев «дыра» в бюджете составила 3,411 триллиона рублей (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38518-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar-mai_2023_goda).
За эти же пять месяцев 2023 года нефтяные компании уже получили из бюджета в виде демпфера 554 миллиарда рублей.
Сергей Баймухаметов.
Да, у нефтяных компаний вроде и так неплохо с деньгами, зачем им ещё что-то выделять, не понимаю.
Очень удивлена! Я думала, что государство получает с нефтяных компаний деньги в бюджет, а не выделяет им!