12 июля 1937 года стартовал беспосадочный перелет экипажа летчика-испытателя Михаила Громова из Москвы в Америку через Северный полюс, совершенный за 62 часа 17 минут, в результате которого были установлены два мировых рекорда дальности: по прямой (10 148 км) и ломаной (11 500 км) линиям (в том числе 5 500 км над океанами).

С просьбой о беспосадочном перелете через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки к главе Советского Союза Иосифу Сталину неоднократно обращался летчик-испытатель Валерий Чкалов. 25 мая 1937 года согласие было получено. Спустя несколько дней после этого с такой же просьбой к Сталину обратился летчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов, обосновав свое желание тем, что может побить рекорд дальности полета, и также получил согласие.
Здесь надо напомнить, что попытка перелета из СССР в США через Северный полюс уже предпринималась в августе 1935 года экипажем Сигизмунда Леваневского, Георгия Байдукова и Виктора Левченко. Но она была неудачной. После взлета Леваневский обнаружил утечку масла из-под капота двигателя. Вскоре появились подтеки на полу кабины. Возник запах гари. Видимо, масло попадало на горячие части мотора. Леваневский не был летчиком-испытателем, самолета не знал и через 2000 км и 10 часов полета, уже над Баренцевым морем, принял решение возвращаться. Позже выяснилось, что масло вытекало через штатный дренаж из-за того, что его залили под горлышко, а в полете оно вспенилось. Второй пилот, Байдуков, летчик-испытатель НИИ ВВС, разобрался в характере неисправности, но не смог убедить командира, что полет можно продолжить: Леваневский развернул самолет.
В июле 1936 года состоялся «тренировочный» перелет Москва – остров Удд (это остров в Сахалинском заливе Охотского моря, который позже был переименован в честь Валерия Чкалова).
О перелете через Северный полюс мечтали не только советские летчики. Американский пилот Вилли Пост, первым в 1931 году совершивший кругосветный перелет с посадками, намеревался в 1935 году перелететь через полюс с Аляски в Архангельск на гидросамолете со сбрасываемыми поплавками, но во время тренировочного полета разбился.
В 1937 году в СССР беспосадочный перелет сначала решили осуществлять двумя самолетами АНТ-25, сконструированными для рекордных полетов на дальность. Первым должен был лететь экипаж Валерия Чкалова, Георгия Байдукова (второй пилот) и Александра Белякова (штурман), а через полчаса – экипаж Михаила Громова, Андрея Юмашева (второй пилот) и Сергея Данилина (штурман).

Экипажи стали готовиться одновременно. Необходимо было на вновь поставленных моторах налетать 25 часов и снять все характеристики расхода горючего для уточнения графика полета. Когда оба экипажа были готовы, с самолета Громова сняли двигатель и переставили на самолет Чкалова. Причины этого Громов так и не узнал. Его экипажу пришлось ждать, пока на стенде «обкатают» другой мотор.
18 июня 1937 года в 4 часа 5 минут утра экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова стартовал с подмосковного аэродрома в Щёлково, совершив первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс. Дальность полета составила 9 130 км, которые были преодолены за 63 часа 16 минут. Этот перелет был задуман с целью побить мировой рекорд дальности полета по прямой линии, который на тот момент составлял 9 104,7 км (установлен в 1933 году французскими летчиками П. Кодосом и М. Росси). На борту самолета находились опечатанные спортивными комиссарами барографы, показания которых должны были засвидетельствовать, что АНТ-25 не делал промежуточных посадок. Опечатаны были также горловины бензобаков, что гарантировало невозможность скрытной дозаправки в воздухе.
20 июня в 19.30 по московскому времени самолет Чкалова благополучно сел на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувере (штат Вашингтон). По расчетам Александра Белякова, путь самолета «по земле, учитывая все изгибы и обходы», был равен 9 130 км. Однако в соответствии с правилами Международной авиационной федерации в зачет принималась дальность, равная кратчайшему расстоянию между точками взлета и посадки по земной поверхности. Для перелета Москва – Северный полюс – Ванкувер это расстояние составило 8 582 километра 960 метров.
Экипаж Чкалова был встречен американцами с восторгом. Среди встречавших были советский посол в США Александр Трояновский и служивший в те годы в Ванкувере генерал Джордж Маршалл, который принял экипаж у себя дома.
В Вашингтоне советские летчики были приняты президентом США Франклином Рузвельтом. Встреча состоялась в Овальном кабинете Белого дома. Из Америки экипаж Чкалова прибыл в Европу на океанском лайнере «Нормандия».
Известен разговор Валерия Чкалова с американским миллионером на борту «Нормандии» – самого быстрого на тот момент пассажирского судна в мире. Миллионер поинтересовался, насколько Чкалов богат. Летчик ответил, что у него 170 миллионов. «Рублей или долларов?» – уточнил американец. Последовал ответ: «170 миллионов человек, которые работают на меня, так же как и я работаю на них!»
Над реализацией планов перелета трудилось огромное количество людей, решения по нему принимал лично Сталин, а контроль над проектом осуществляла государственная комиссия под руководством Климента Ворошилова. Именно она 7 декабря 1931 года решила, что рекорд должен быть установлен на специально построенном советском самолете, создать который поручалось конструкторскому бюро ЦАГИ, возглавляемому Андреем Туполевым. Проектированием рекордной машины занималась бригада Павла Сухого, но принципиальные решения принимал Туполев. Он же отвечал и за результат перед высокими инстанциями.
В том же 1937 году АНТ-25, на котором экипажем Чкалова был совершен перелет в США, доставили в разобранном виде на борту теплохода «Кооперация» из Гавра в Ленинград.
Между тем, Михаил Громов с Юмашевым и Данилиным усиленно готовился к своему полету, также намереваясь установить новый мировой рекорд дальности беспосадочного перелета. В ходе подготовки второго «рекордного» самолета было выявлено, что увеличение количества бензина на 1 литр увеличивало дальность полета на 1 километр. Уменьшение веса конструкции на 1 килограмм давало возможность увеличить дальность на 3 километра. С самолета сняли все, что можно, почти 250 кг: надувную резиновую лодку, соль, теплую одежду, запас продовольствия, запасное масло. Второй АНТ-25 был максимально облегчен и смог взять на полтонны больше горючего, чем первый.
На рассвете 12 июля 1937 года АНТ-25 с экипажем под руководством Михаила Громова стартовал с подмосковного аэродрома. Полет проходил четко по графику, но затруднялся сложностью аэронавигации. Магнитный компас над Северным Ледовитым океаном и Северным полюсом не работал, поэтому можно было лететь только по солнечному компасу, что требовало постоянного наблюдения и бесконечных поправок, которые штурман Сергей Данилин вводил с профессиональной точностью. Дважды самолет настигало обледенение. Над Северным полюсом экипаж прошел на 13 минут раньше намеченного срока.
Михаил Громов с Андреем Юмашевым вели самолет попеременно. Когда стали приближаться к Кордильерам, самолет вошел в сплошную облачность, началась болтанка. Громов пересел за штурвал и вел самолет 13 часов до посадки. В сумерках пролетели Сиэтл – Чкалов был там только утром.
Экипаж планировал долететь до границы США с Мексикой и сесть в приграничном американском городке Сан-Диего. Горючего бы им хватило и до Панамы, но пересекать границу Мексики авиаторам не разрешили – нужно было именно американцам показать последние достижения советской авиатехники.
Аэропорт Сан-Диего был закрыт туманом. Экипаж начал подыскивать площадку для посадки. Около приграничного местечка Сан-Джасинто летчики увидели пастбище, пригодное для посадки, на которое и приземлились в 5 часов утра местного времени 14 июля 1937 года.

Экипаж в составе Громова, Юмашева и Данилина смог за 62 часа 17 минут пролететь 11 500 километров (по прямой 10 148 километров), что стало абсолютным мировым рекордом дальности беспосадочного полета по прямой. После посадки в баках самолета оставалось горючего еще на 1,5 тысячи километров.
Через несколько часов после посадки экипаж Михаила Громова получил приветственную телеграмму от руководителей Коммунистической партии и Правительства СССР:
«Громову, Юмашеву, Данилину. Поздравляем с блестящим завершением перелета Москва – Северный полюс – Соединенные Штаты Америки и установлением нового мирового рекорда дальности полета по прямой. Восхищены вашим героизмом и искусством, проявленными при достижении новой победы советской авиации. Трудящиеся Советского Союза гордятся вашим успехом. Обнимаем вас и жмем ваши руки».
В Вашингтоне советских летчиков представили президенту США Франклину Рузвельту. Разговор с американским лидером длился больше часа, в конце которого госсекретарь Холл сказал:
«Какие приятные, умные молодые люди! Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы свом перелетом для сближения народов Советского Союза и Америки».
Спустя месяц летчики отплыли в Европу на лайнере «Нормандия». По прибытии в Москву во время торжественной встречи площади и улицы столицы были полны народу. В Георгиевском зале Кремля авиаторов приветствовал весь ЦК Коммунистической партии и лично Сталин.
Члены экипажа Андрей Юмашев и Сергей Данилин были удостоены звания Героев Советского Союза, а Михаил Громов был награжден орденом Красного Знамени – звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1934 году за рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту (12 411 километров). В то время положения о вторичном присвоении звания Героя Советского Союза еще не существовало.
Весь экипаж первым среди отечественных авиаторов был удостоен высшей награды Международной авиационной федерации (ФАИ) за лучшее достижение 1937 года – медали Анри де Лаво как обладатели признанного ФАИ абсолютного авиационного рекорда (награда была основана в 1933 году, названа в честь основателя и бывшего президента ФАИ графа Анри де Лаво).
Американский полярный исследователь, летчик Ричард Бэрд, первым достигший Северного полюса по воздуху, так отозвался о беспосадочных перелетах, осуществленных экипажами Валерия Чкалова и Михаила Громова:
«Эти полеты будут навечно вписаны золотыми буквами в летопись истории… Они во многом улучшат отношения между странами и послужат основой дальнейшего плодотворного сотрудничества и взаимопонимания».
Сергей Ишков.
Фото с сайтов ru.wikipedia.org и aviation21.ru