Как в ходе пресс-конференции в НСН сообщил исполнительный директор, главный редактор сайта АВТОСТАТ Сергей Удалов, отмечаемый в последние месяцы повышенный спрос на новые и пробеговые авто объясняется, во-первых, эффектом низкой базы прошлого года и, во-вторых, пониманием того, что цены на автомобили будут и дальше расти.

«За первое полугодие рынок новых легковых автомобилей значительно вырос: его объем составил 402 тыс. авто (это плюс 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), но это и близко не дотягивает до объемов, которые были у нас в 2019 году. Так, если сравнивать продажи июня этого года – это 82 тыс. автомобилей, а в 2019 году этот показатель достигал 130 – 150 тысяч, – сообщил Сергей Удалов. – Рынок автомобилей с пробегом больше и инерционнее: за первые 4 месяца 2023 года мы находились в среднем на уровне 280 тыс. в месяц, а май и июнь были близки к показателю по 500 тыс. автомобилей в месяц. В целом по полугодию отмечается положительная динамика».
Если говорить о кредитах, то, как отметил Сергей Удалов, кредиты тоже выдаются в значительно большем объеме, чем в прошлом году:
«Но это опять же из-за низкой базы прошлого года. Если говорить о кредитах на новые автомобили, то они выросли в рублевых объемах на 55% и плюс 47% в штуках. На автомобили с пробегом плюс 88% в штуках и в 2,4 раза в рублевом объеме».
Говоря о рынке машин с пробегом, Сергей Удалов уточнил, что сейчас каждый месяц по импорту в РФ заходит около 50 тыс. автомобилей:
«То есть около 10% – это вновь поступающие из-за рубежа пробеговые машины. Большая часть из них по-прежнему поступает из Японии: на нее приходится где-то 55%; 13% пробеговых машин поступает из Армении; 11% – из Белоруссии. Для сравнения: пару лет назад на Японию приходилось 95% пробеговых авто».
Но за последние полгода, по его словам, росли не только объемы рынка, но и цены на авто:
«Мы посчитали ценовую динамику на автомобили в зависимости от стран их происхождения: российские автомобили с декабря 2022 года по май 2023-го выросли на 1% (сейчас средняя цена – 1 млн рублей); китайские авто подорожали на 4% (средняя цена – 3,1 млн рублей); корейские выросли на 9% (средняя цена достигла 3,5 млн рублей). <…> Если говорить в целом о российском авторынке, то картинка такая: мы медленно идем в горку, но пока нельзя говорить о каком-то ажиотажном спросе. Но из-за понимания того, что растет курс евро и доллара, у всех есть понимание, что машины будут дорожать. Поэтому сейчас есть какой-то повышенный спрос».
Как дополнил еще один участник пресс-конференции, генеральный директор «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко, еще одним фактором, который сейчас может влиять на повышение спроса, может являться ожидаемое повышение ключевой ставки ЦБ РФ (такое решение может быть принято на заседании совета директоров ЦБ РФ, которое состоится 21 июля):
«Это может привести к повышению стоимости кредитных продуктов. Еще один фактор заключается в том, что пока китайские партнеры не так гладко, как делали это корейцы, японцы и т. д., выстроили логистические цепочки, и вот как только появляется побольше машин (а до этого пару месяцев их не было), испуганные и уже «дрессированные» клиенты бегут в салоны отдавать деньги, пока хоть что-то есть. Это объясняется тем, что ожидание, что завтра будет лучше, чем сегодня, уже мало у кого осталось».
Если же говорить в целом, то, по мнению Максима Шишко, говоря о подъеме российского авторынка, мы говорим пока о малых цифрах, «это всё какие-то волны на дне нормального рынка», который был в 2019 году. По его словам, более показательная динамика этого года будет ясна во второй его половине. Как говорится, цыплят по осени считают…
Сергей Ишков.
Фото Александра Авилова / агентство «Москва»
Как по мне хорошая новость показывающая, что ситуация медленно возвращается в нормальное русло.
Жаль конечно, что всё больше дорожает авто. Так и порой задумаешься вообще, нужно ли это… Пока слежу, но собираюсь приобрести, жду, пока цены как-то упадут к осени