«Рукопожатие в космосе»

15 июля 1975 года с космодрома Байконур был запущен космический корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту, а с мыса Канаверал во Флориде — ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон» с американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. В ходе совместного полета, позже названного «рукопожатием в космосе», дважды (17 и 19 июля) проводилась стыковка кораблей.

24 мая 1972 года председатель Совета министров Советского Союза Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали в Москве «Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», в рамках которого была утверждена программа экспериментального полета американского и советского космических кораблей.

Основными целями программы были: испытание элементов совместимой системы сближения на орбите; испытание стыковочного аппарата; проверка техники и оборудования для обеспечения перехода людей с одного корабля на другой; создание перспективного универсального спасательного средства; накопление опыта в проведении совместных полетов космических кораблей СССР и США.

Кроме этого, предполагалось изучить возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, межкорабельную связь и координацию действий советского и американского центров управления полетами, а также возможность спасательных операций в космосе.

Инициатором проведения совместного полета выступило NASA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства): эту идею еще в начале 1970 года в ходе переписки с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем высказал директор NASA Томас Пейн.

Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы.

Для программы ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлон» – «Союз») обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей серий «Союз» и «Аполлон». Корабль серии «Союз» подвергся внешне незначительным изменениям (он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъемность и двигательные установки), его снабдили участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75. Оставшийся без изменений корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведенный в СССР стыковочный узел.

Советские и американские экипажи прошли совместные тренировки на тренажерах космических кораблей в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и Космическом центре им. Л. Джонсона.

Специально для проекта создали первую в Советском Союзе международную цифровую сеть передачи данных, соединявшую площадки проекта в СССР и США и применявшуюся для расчетов траектории космических аппаратов.

Из-за различия атмосферы системы жизнеобеспечения кораблей «Союз» и «Аполлон» были несовместимы: в «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением, а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Системы аэроциркуляции и кондиционирования были построены на разных принципах. Сообщение между собой атмосфер кораблей привело бы к расстройству автоматики регулирования этих систем. Непосредственный переход из корабля в корабль был невозможен. Простое шлюзование не могло применяться из-за декомпрессионной болезни при переходе из «Союза» в «Аполлон».

Чтобы решить эти проблемы, был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вместе с «Аполлоном» и позволял космонавтам переходить из корабля в корабль. Это был цилиндр длиной больше 3 метров, с максимальным диаметром около 1,6 метра и массой 2 тонны. Одновременно в нем могли находиться 2 космонавта. При переходе экипажей из корабля в корабль в переходном отсеке создавалась атмосфера, соответствующая атмосфере того корабля, в который осуществлялся переход. Чтобы уменьшить разницу атмосфер, давление в «Аполлоне» немного подняли, а в «Союзе» снизили, повысив содержание кислорода до 40%. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 3, в течение которых пребывание космонавтов в переходном отсеке позволяло избежать декомпрессии.

Обычные костюмы советских космонавтов становились пожароопасными в атмосфере «Аполлона» из-за повышенного содержания кислорода в ней. Для решения этой проблемы в СССР в кратчайшие сроки разработали термостойкий полимер, превосходивший зарубежные аналоги. Из него создали термостойкую ткань под названием «Лола» для костюмов советских космонавтов.

Для стыковки на кораблях был установлен специально разработанный в КБ «Энергия» новый агрегат АПАС-75 (андрогинно-периферийный агрегат стыковки). До этого все корабли, как советские, так и американские, использовали систему «штырь-конус». Штырь одного аппарата входил в приемный конус другого, где происходило жесткое механическое зацепление. Недостатком такого способа была невысокая безопасность: в случае угрозы на орбите для спасения экипажа пришлось бы отправлять корабль с подходящим приемным узлом. Сложность была в том, что только корабль со «штырем» мог пристыковаться к кораблю с «конусом», в то время как только второй корабль отвечал за расстыковку. Для безопасности будущих полетов был разработан андрогинный стыковочный узел, в котором обе «половинки» могли выполнять одинаковые функции. Узел представлял собой кольцо с тремя выступами-«лепестками». «Лепестки» одного корабля должны были скользить по «лепесткам» другого до тех пор, пока кольца не совместятся. После этого срабатывали защелки одного из колец и специальный механизм стягивал корабли до тех пор, пока не коснулись друг друга стыковочные шпангоуты. 8 замков на самих шпангоутах фиксировали стыковку. За счет такого узла космонавтам не нужно было выходить в открытый космос, чтобы перейти из одного корабля в другой.

В марте 1973 года NASA объявило состав экипажа корабля «Аполлон». В него вошли Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд и Дональд Слейтон. Через 2 месяца был определен советский экипаж: Алексей Леонов и Валерий Кубасов. Выбор Леонова в качестве «лица Советского Союза» был вполне понятен: Леонов был самым опытным и известным нашим космонавтом после Юрия Гагарина. Он первым совершил выход в открытый космос. При этом Леонов проявил огромное самообладание, когда не смог попасть обратно в космический корабль из-за того, что скафандр раздулся и не пролезал в шлюзовой люк. Для нештатных ситуаций это была идеальная кандидатура. К тому же Алексей Леонов имел хорошее чувство юмора и отличался высокой коммуникабельностью.

Обучение экипажей было во многом организовано дистанционно — по документации, схемам и видеозаписям, которые СССР и США передали друг другу. Отдельным элементом подготовки стало обучение языкам. Были составлены специальные англо-русский и русско-английский словари и разговорники с фразами, которые могли потребоваться именно в космическом полете.

«Мы, представители двух стран, осуществляем этот совместный полет потому, что наши народы и правительства хотят работать вместе в духе сотрудничества», – говорил на одной из пресс-конференций Алексей Леонов.

«У нас хорошие отношения, мы научились понимать друг друга, – отмечал Томас Стаффорд. –  Я думаю, что так же, как и космические корабли, мы сможем состыковать наши страны и сердца».

«Союз-19» был запущен с космодрома Байконур 15 июля 1975 года в 15:20 по московскому времени. В 22:50 с космодрома на мысе Канаверал запустили «Аполлон». 17 июля в 19:12, на 36-м витке «Союза», на высоте 140 миль над Атлантикой, советский и американский корабли состыковались. После открытия люков «Союза» и «Аполлона» состоялось символическое рукопожатие командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда. «Привет, рад тебя видеть», – сказал Стаффорд по-русски. Мужчины обнялись. Экипажи обменялись сувенирами.

Затем Стаффорд и Дональд Слейтон осуществили переход в советский корабль. При полете кораблей в состыкованном состоянии было проведено 4 перехода членов экипажей между кораблями.

Для телезрителей мира советские и американские исследователи космоса провели экскурсии по своим кораблям. Они угощали друг друга традиционными блюдами двух держав.

19 июля космические корабли расстыковались. Затем, через 2 витка, была совершена их повторная стыковка, а еще через 2 витка корабли расстыковались окончательно. Общее время полета в состыкованном состоянии составило 46 часов 36 минут.

Программа завершилась успешно. 21 июля 1975 года экипаж «Союза-19» совершил успешную посадку недалеко от города Аркалык в Казахстане. 25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля «Аполлон».

При совместном полете было проведено несколько научных и технических экспериментов: изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы; изучение солнечной короны при затмении Солнца; измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе; исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полета между членами экипажей и др.

Проект «Союз» – «Аполлон» был не только научным, но и пропагандистским. СССР и США хотели показать человечеству при помощи «рукопожатия в космосе»: «мы люди доброй воли», все будет хорошо.

Следующий совместный пилотируемый полет состоялся лишь через 20 лет в рамках программы «Мир» – «Шаттл».

Ко дню стыковки космических кораблей «Союз» – «Аполлон» фабрика «Новая заря» и предприятие «Ревлон» (Бронкс) выпустили по одной партии духов «ЭПАС». Упаковка духов была американской, а содержимое флакона — советским с использованием французских компонентов. Также в СССР в 1975 году на московской фабрике «Ява» выпустили сигареты «Союз Аполлон» с использованием табака из Вирджинии.

5 августа 2021 года в калужском Государственном музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского прошло открытие памятного знака «Рукопожатие в космосе», посвященного стыковке космических кораблей «Аполлон» и «Союз», ставшей символом взаимодействия двух держав в вопросах развития науки и освоения космоса.

 

Сергей Ишков.

Фото с сайтов ru.wikipedia.org и gmik.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анна Ерицян
Анна Ерицян
2 месяцев назад

Вот лучше бы и дальше реализовывали совместные проекты и продвигали науку, а не обостряли отношения. Ведь в космосе столько неизведанного.

Сергей Аролов
Сергей Аролов
2 месяцев назад

Тогда были две соперничающие системы и даже они иногда умудрялись кооперироваться, чтобы продвигать человечество дальше в мир. А что у нас сегодня и есть ли какие-то ещё стимулы?

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x