ВОЗ может стать очередным «мальчиком для битья»

Таким предположением в ходе пресс-конференции в ОСН поделился доктор медицинских наук, профессор, специалист в области эпидемиологии и медицинской статистики Игорь Гундаров.

Морозовская детская больница, Золгенсма

Это предположение было высказано в связи с заявлением вице-спикера Госдумы Петра Толстого о том, что за разрывом отношений с Советом Европы должен последовать выход России из состава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По мнению Петра Толстого, ВОЗ навязывает стране ненужные ценности, поэтому России «нечего делать в этой организации».

Однако, как отметил профессор Игорь Гундаров, наши проблемы вообще и недостатки нашего здравоохранения в частности никак не связаны с членством в ВОЗ:

«Хотелось бы спросить уважаемого депутата: а какие ценности может предложить существующая у нас система? Что мы можем предложить взамен ценностей ВОЗ? Нашу медицину, в которой господствует принцип «деньги вслед за пациентом» и, следовательно, чем больше больных, тем лучше здравоохранению? Я считаю, что всегда и во всем нужно искать разумную пропорцию. Да, у ВОЗ масса дефектов, масса ошибок, о чем неоднократно говорилось во время пандемии. Но это не значит, что из-за них нужно вообще устранять всю организацию. Я считаю, что у нас самих масса ошибок, и в демографии, и в системе здравоохранения было сделано множество ошибок, и поэтому нужен «мальчик для битья», которого можно во всем обвинить. Вот и нашли ВОЗ. Как будто нам ВОЗ что-то диктует и заставляет нас поступать так, как они хотят. Но на самом деле не происходит ничего подобного. ВОЗ – это чиновники, у которых, разумеется, тоже есть свои финансовые интересы, но они делают очень нужную работу, а их решения совершенно не обязательны для выполнения странами-членами. Поэтому те дефекты, которые у нас есть, связаны не с ВОЗ, а с порочностью того управления, которое мы имеем в настоящее время».

По словам Игоря Гундарова, уж если на то пошло, то выходить нужно не из ВОЗ, а из Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ), образованной в 1948 году:

«В нее входят 194 государства-члена, и они собираются на свои ассамблеи, где принимают решения, и эти решения обязательны для исполнения Всемирной организацией здравоохранения. Или можно выйти из ВТО, чьи рекомендации мы обязаны выполнять. А рекомендациям ВОЗ ты можешь следовать, а можешь и не следовать. Поэтому, выйдя из ВОЗ, мы многое потеряем и ничего не приобретем».

Как уточнил еще один участник пресс-конференции, депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по охране здоровья Алексей Куринный, членство в ВОЗ дает РФ доступ к дополнительной информации:

«Это анализ эпидемической ситуации, это рекомендации, это обобщение опыта. Членство в ВОЗ дает России возможность влиять на решения, которые принимаются на уровне ассамблеи, или на решения, которые принимаются в отдельных подразделениях ВОЗ. Поэтому я тоже не являюсь сторонником того, чтобы мы покидали и сжигали мосты со всеми международными организациями. Тем более ВОЗ – это, наверное, одна из самых старых международных общественных организаций системы здравоохранения. Я не могу назвать ее очень эффективной и не могу согласиться с некоторыми разделами, которые она сейчас продвигает. Я думаю, что такую реакцию у Петра Толстого вызвало внедрение МКБ-11 (11-я версия Международной классификации болезней, одобренная ВОЗ, официально вступила в силу с 1 января 2022 года. Этот документ включает ряд новых пунктов: так, к видам аддиктивного расстройства поведения добавились патологическое накопительство, компульсивное (приступообразное) переедание, игромания и затяжное расстройство горевания – С. И.). Но я согласен с профессором в том, что это внутреннее дело России – что брать из этого международного опыта. Выход из этой организации, закрытие дверей в международном сотрудничестве в такой сфере как здравоохранение, я думаю, будет неправильным. Здесь огромное количество информации, здесь обмен специалистами и мнениями, здесь совместные исследования, от которых не надо уходить, несмотря на внешнеполитические сложности».

Вместо того, чтобы выходить из ВОЗ, не лучше ли укреплять и увеличивать возможности своего влияния внутри этой организации? Правда, на это, наверное, потребуются деньги, ведь давно известно, что тот, кто платит, тот и музыку заказывает. Как пояснил профессор Игорь Гундаров, ВОЗ финансируется за счет членских взносов 194 стран-членов Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ), а размер этих взносов зависит от финансовой состоятельности государств:

«Разумеется, там, где деньги, там и сила. И поэтому тот, кто очень много платит, тот и начинает порой продавливать свои собственные интересы».

Кстати, депутат Алексей Куринный привел точные данные по структуре финансирования ВОЗ. По его словам, на долю РФ приходится 0,5% в финансировании ВОЗ. Для сравнения, на США приходится около 15%, а на Великобританию – 10%.

Сергей Ишков.

Фото Александра Авилова / агентство «Москва»

Морозовская детская больница, Золгенсма
4 Comments
  1. Вместо того чтобы вкладывать все больше и больше денег в ВОЗ лучше заняться своим здравоохранением. Все равно пока Америка имеет возможность включать печатный станок, нам ее не переплюнуть и не усилить свое влияние за счет наших взносов. 

  2. ВОЗ без разницы выйдет из неё Россия или нет. “Чем хуже нам, тем лучше”. А деньги, вернее, в чьих они руках, лишь усугубляют “здравозахоронение”.

Добавить комментарий