Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной подведению итогов за 10 месяцев 2023 года.

Как подчеркнул Евгений Уфимцев, сектор ОСАГО является социально значимым, поэтому любые изменения в нем заслуживают особого внимания. По его словам, по итогам 10 месяцев 2023 года количество заключаемых договоров по ОСАГО не снижается:
«За 9 месяцев заключено 34,4 млн договоров ОСАГО, и по итогам года, судя по динамике, будет увеличение количества договоров по сравнению с 2022 годом. За этот период собрано страховых премий 268 млрд рублей – это тоже больше, чем в прошлом году. Но этот рост обусловлен ростом количества договоров, так как средняя премия по ОСАГО в октябре 2023 года составила 7901 рубль и снизилась примерно на 0,7% по сравнению со средней премией в сентябре, а по сравнению с январем – на 1,7%. И это – несмотря на изменения и колебания по стоимости запасных частей, которые в течение этого года происходили и сейчас происходят. Мы сейчас готовим к 19 декабря очередной справочник, из которого видно, что есть рост по стоимости запасных частей по разным маркам машин 5–7%, а по каким-то 10% и даже 15%. Но средняя страховая премия остается на том уровне, который был на начало этого года, и это говорит о том, что на рынке есть хорошая конкуренция, страховщики очень хорошо используют возможности индивидуального тарифа. Для потребителя, наверное, это плюс, так как эта индивидуализация реально работает: для тех, кто хорошо ездит, нет повышения стоимости полиса в течение этого года, и только аварийные водители получают повышенную стоимость полиса».
По выражению Евгения Уфимцева, «рубиконным событием» прошедших 10 месяцев стало то, что средняя выплата по ОСАГО перевалила отметку в 100 тысяч рублей:
«По итогам октября средняя выплата составляет более 100 тысяч. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил более 17%. Этот показатель говорит о том, что страховщики свою миссию выполняют. В течение этого года у нас не было каких-то серьезных изменений по границам тарифного коридора, но запуск со 2 марта 2024 года «коротких» полисов, которые граждане смогут заключать на срок от 1 до 3 месяцев, с учетом оговорки, что стоимость такого полиса будет определяться самим страховщиком, мне кажется, что это очень хорошая и правильная тенденция. То есть, получается, что для «коротких» полисов тариф будет свободный, но он не может быть больше годовой стоимости полиса. Мы считаем, что если будут положительные итоги от внедрения этих «коротких» полисов и динамика по «коротким» полисам и по тарификации будет устраивать клиентов, не будет жалоб, это может стать таким мостиком для того, чтобы в 2024 году перейти, может быть, к более свободному тарифу и по обычным, стандартным договорам полиса».
Как резюмировал Евгений Уфимцев, рынок доказал, что, несмотря на рост стоимости запасных частей, средняя стоимость полиса ОСАГО стоит на месте, а тариф работает правильно, так как хорошие клиенты платят меньше, а аварийные водители – больше.
По его словам, добиться казалось бы невозможного (чтобы выплаты по договорам росли, а страховщики при этом держали среднюю премию) позволило то, что Российский союз автостраховщиков в течение 2023 года продолжал активно бороться со страховым мошенничеством, с теми группами и структурами, которые пытаются нажиться на страховщиках и потребителях.
«Основной пик, основные проблемы по ОСАГО, которые мы ощущали как страховщики, пришелся на 2016–2017 годы, когда была массовая практика по различным автоюристам, помощникам и прочим желающим заработать деньги на ОСАГО. В этот период порядка 20% всех убытков у нас проходило через суды: то есть, затраты страховщиков по судебным расходам и разным судебным выплатам составляли до 20% от общего количества выплат. Но за последние шесть лет мы сделали очень серьезные шаги по наведению порядка в этом направлении деятельности, и это привело к тому, что доля судебных издержек, которые платят страховщики, сократилась в четыре раза – до 5%», – сообщил Евгений Уфимцев.
По его словам, именно это позволяет, сохраняя средний размер страховых премий, увеличивать выплаты.
Сергей Ишков.
Фото Кирилла Зыкова / агентство «Москва»