Об этом в ходе пресс-конференции в ТАСС сообщил директор по работе с государственными органами власти ВЦИОМ Кирилл Родин, рассказывая о результатах опроса, посвященного итогам прошедших новогодних каникул.
По его словам, новогодним и рождественским отдыхом остались не удовлетворены лишь 19% респондентов:
«Чем интересен это показатель? Настроения в обществе всегда так или иначе разделяются. Я на своем веку еще ни разу не сталкивался с тем, чтобы все 100% были чем-то довольны или не довольны. Если мы посмотрим аналогичные показатели с 2006 года, то увидим, что сочетание вот этих аудиторий достаточно стабильно за исключением каких-то экстремальных ситуаций (например, в 2021 году, в период пандемии, удовлетворен был 61%, а не удовлетворены 36%). В остальные периоды этот показатель практически стабилен: обычно не удовлетворена бывает 1/4 часть».
Пытаясь выяснить природу этой «удовлетворенности» большинства россиян, социологи спросили о том, что они получили в качестве новогодних и рождественских подарков. Отвечая на этот вопрос, 39% сообщили, что «внимание, любовь и заботу»; 23% – конфеты, спиртные напитки и деликатесы; 15% – парфюмерию, косметику и бижутерию; 15% – деньги; 11% – сувениры; 11% – одежду и обувь; 10% – посуду, постельное белье и полотенца.
После этого и мужчинам, и женщинам был задан вопрос: а что они хотели получить? Как выяснилось, у женщин в качестве ожиданий на первом месте были деньги, а на втором и третьем местах примерно одинаковым количеством голосов находятся путевки, турпоездки и билеты на концерт/в театр или ужин в ресторане. «Внимание, забота и общение» в списке женских ожиданий находились лишь на четвертом месте. Комментируя полученные данные, Кирилл Родин назвал это «здоровым меркантилизмом женщин».
Но, как давно известно, далеко не всегда наши желания и мечты сбываются: так, в реальности 40% женщин получили только «внимание, любовь и заботу»; 27% – конфеты, спиртные напитки и деликатесы; 19% – парфюмерию, косметику и бижутерию.
У мужчин на первом месте в списке ожиданий находились «внимание, забота и общение»; на втором – деньги, подарки, сделанные своими руками, и сувениры; на третьем – конфеты, спиртные напитки и деликатесы. И реальность их ожидания практически полностью оправдала: 37% получили «внимание, любовь и заботу»; 18% – конфеты, спиртные напитки и деликатесы; 12% – одежду и обувь.
Отвечая на вопрос, что вы делали в новогодние праздники, 49% респондентов ответили, что провели время с семьей и друзьями; 43% сидели дома у телевизора; 24% ходили в гости (для сравнения, в прошлом году таких было 34%); гуляли на природе 30%; ходили в театры, на концерты, в кино 13% (в прошлом году – 18%); 22% работали (в прошлом году таковых было 25%).
Выезжали за пределы своего города или другого населенного пункта лишь 27% россиян. Среди самых популярных туристических направлений ожидаемо оказались Москва и Московская область (туда отправились на отдых 13% россиян, все-таки решившихся оторваться от телевизора); на второй позиции находятся с 4% Санкт-Петербург и Ленинградская область; Краснодар посетили 4%; Екатеринбург и Свердловскую область – 3%; 4% съездили в Казань.
Отвечая на во многом провокационный вопрос, хватило ли им праздничных дней для отдыха или надо еще, 66% ответили, что вполне. 18% заявили, что хотели бы, чтобы январские каникулы стали короче. 9%, напротив, выступили за их увеличение. Причем если отдельно рассматривать разные возрастные когорты, то за продолжение новогодних торжеств чаще всего голосует молодежь: среди тех, кому от 18 до 24 лет, этого хотят 28%.
Сергей Ишков.
Фото Ярослава Чингаева / агентство «Москва»