Возможно ли вернуть в пустыню растения и спасти человечество с помощью супермухи? Что делать с тоннами рисовой шелухи и зарослями борщевика и при чем тут батарейки?
На эти и другие вопросы отвечают ученые: документальный киноальманах «День открытых дверей» выходит на киноэкраны 8 февраля, в День российской науки. Он подготовлен участниками проекта «Лаборатория научного кино 2.0» и расскажет семь историй российских ученых, снятых в разных форматах и жанрах. Всероссийская премьера пройдет более чем на 70 площадках по всей России.
В съемках приняли участие ведущие научные сотрудники, действующие студенты и аспиранты химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и Сколтеха. Эти удивительные ученые, продолжающие трудиться на благо отечественной науки, стали главными героями фильмов.
Новелла «PHOENIX» режиссера Ксении Казазаевой рассказывает о том, что в Сколтехе рождается революционная батарейка, способная превращать весь окружающий нас свет в энергию. Но есть парадокс: Солнце не только дает жизнь изобретению, но и убивает его. Удастся ли ученым запустить время новой энергетики?
Режиссер Ольга Домовцева предлагает комедийную новеллу «Ситуация: Борщевик!». Группа молодых ученых придумала сделать из борщевика батарейку, но встретила сопротивление со стороны активистов общественного движения «Антиборщевик». Научно-популярная комедия «Ситуация: Борщевик!» поведает о том, смогли ли ученые договориться с общественниками и как борщевик может помочь зеленой энергетике.

Полина Свеженцева сняла лирическое эссе «Время еще есть» с обилием масштабных пейзажей. Студентка лаборатории научного кино раскрывает тему биоразлагаемых полимеров для почвы. По ходу погружения вскрывается нависающая над человечеством экологическая катастрофа – опустынивание..

Антиутопия «Супермуха» Артура Сухонина переносит нас в будущее, где наступил экологический кризис и царит голод, а группа биологов пытается вывести новый источник питания – модифицированную муху. Но готов ли человек питаться личинками мух?

Производственная драма «Не смотри на нефть» Дениса Данилова размышляет над тем, что нашей цивилизации, чтобы хорошо жить, надо потреблять больше нефти. Но существует ли актуальная альтернатива «грязной» энергии? Группа ученых Сколтеха уже разработала инновационный способ получения водорода, который не загрязняет атмосферу, не приводит к парниковому эффекту и способен стать «зеленой» альтернативой бензину.
Детектив Константина Землянского «Проект {carondura}» поведает о том, как группа аспирантов получает свою первую профессиональную задачу – научить искусственный интеллект бороться со склеротиниозом моркови.
Александра Шишова в драмеди «Город засыпает…» показывает, что 200 тысяч тонн рисовой шелухи ежегодно накапливаются на российских производствах, а эффективного способа ее переработки не существует. Но химик Роман Новоторцев пытается придумать способ утилизации отхода, который не гниет, не горит и вредит экологии. Правда, в какой-то момент поиск ответов становится для ученого настоящим кошмаром: шелуха начинает преследовать его, заполняя собой все больше пространства. Помочь справиться с этой непростой задачей Роману помогут знание химии, Менделеев и… кузнечное дело.
В Москве любопытный альманах «День открытых дверей» можно будет увидеть в «Иллюзионе», в сети кинотеатров «Москино», Центральном доме журналиста, в павильонах ВДНХ и Зарядье. А по России он выйдет в различных кинотеатрах, на площадках библиотек, культурных центров, креативных пространств, школ и вузов.
Картина предлагает захватывающее переплетение научных подходов и уникальных визуальных стилей.
Фильм реализован совместно со Сколтехом и химическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова.
– Научное кино часто ассоциируется либо с документалистикой, либо с фильмом-лекцией, – рассказывает режиссер, обладатель призов и дипломов международных кинофестивалей Юлия Киселева. – Задачей нашей было разнообразить палитру жанров и показать, что научное кино – это не обязательно репортаж из научного института, что в научном поиске есть много эмоций и страстей, есть над чем посмеяться, над чем поплакать и о чем задуматься. В итоге картины альманаха получились самыми разнообразными – от детектива до лирического фильма-эссе, от драмеди до антиутопии, и это необычно для современного научного кино. Отдельно хотим подчеркнуть, что в «Лабораторию» мы набирали не студентов, а людей, уже имеющих кинообразование, опыт в кино, призы на кинофестивалях. Нашей задачей было не обучение режиссуре, а эксперимент с киноязыком и научным материалом.
Лилия Сабирова, продюсер проекта, комментирует, что конкурс в «Лабораторию» был огромный.
– Всего, – говорит она, – нам поступило 363 заявки. В производство мы запустили лишь 10 проектов, победивших на питчинге. Кто-то из режиссеров потом получил дополнительное финансирование от государства и ушел делать большие фильмы, мы ждем их выхода в этом году. А в альманах в итоге вошли семь лучших короткометражных картин.
Елена Булова.
Фото из картин предоставлено PR-службой проекта