Премьера в «Современнике»: теплый спектакль для дождливого вечера

На сцену театра «Современник» после большого перерыва вернулся легендарный спектакль «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, поставленный Галиной Волчек в 1962 году.

Трубчатая конструкция художника Павла Каплевича предательски напоминает стены Центра Помпиду… Нарастающий в темноте звук шуршащих о мостовую шин, визг клаксонов, слепящие огни рекламы переносят зрителя в центр большого города.

На сцене – две непересекающиеся зоны, две квартиры, два мира. Два одиночества…

Слева – жилище двадцативосьмилетней танцовщицы Гитель (Татьяна Бабенкова). Уютная квартирка не лишена изящества: красивая мебель, удобная широкая кровать с нарядным пледом, столики в стиле ампир с изогнутыми ножками, гардеробная с набором эффектной одежды, в глубине – уютная кухня. Над большим зеркалом – множество фотографий, выдающих танцевальные пристрастия хозяйки.

В правой части сцены – аскетичная комната Джерри (Юрий Чурсин). Узкая кровать, простые стул и стол. И большущий нераспакованный дорожный чемодан – символ того, что хозяин готов сорваться отсюда в любую минуту.

Спектакль «Двое на качелях» – об одиноких сердцах, затерянных в мегаполисе, о людях, требующих внимания, участия и любви. Пьеса Гибсона – о поединке сострадания и эгоизма, о поиске себя и смыслов, о крушениях планов и рождении новых надежд.

Вечно спешащему в призрачной американской ночи большому городу до героев Гибсона нет дела. Они мокнут под ливнем, и, как дикобразы, жмутся к себе подобным, пытаясь согреться. Но у них не получается…

Джерри Юрия Чурсина приехал из далекого штата, у него, имеющего юридическое образование, нет ни разрешения на работу в новом месте, ни мужества получить это разрешение. К тому же он переживает душевную травму: его бросила жена, не сообщив, чем же именно Джерри стал неугоден.

Встреча с Гитель для тридцатитрехлетнего Джерри – всего лишь попытка преодолеть одиночество, которое вот уже месяц сводит с ума. Но, как ни странно, именно эта хрупкая, беспомощная на вид женщина дает прямые ответы на вопросы, мучающие героя. Гитель ставит свой диагноз: Джерри все время клянчит подачки, делает это изящно, ловко, иронично, и сам того не замечая. Какой женщине это понравится?

Джерри же в свою очередь тоже выносит вердикт: Гитель не уважает себя, она должна прекратить давать мужчинам право вытирать о себя ноги.

Слово «люблю» в финале обязательно прозвучит, несмотря на то, что каждый из героев пойдет после судьбоносной встречи своей дорогой. Причем слово это будет наполнено истинным смыслом.

Для Галины Волчек эта пьеса в 1962 году стала первой самостоятельной режиссерской работой. Переосмысливая ее на разных этапах собственного становления, Волчек обращалась к материалу неоднократно. Последний раз спектакль игрался в «Современнике» девять лет назад.

Делая свою новую редакцию, артисты Татьяна Бабенкова и Юрий Чурсин изучили огромный материал, связанный с прежними постановками. Они учли недостатки прошлых лет, обозначенные в театральных рецензиях, проштудировали мемуары участников, освоили архивы.

В итоге Юрию Чурсину удалось создать очень любопытный образ: его Джерри заразителен и ироничен, он обладает необходимым для этого героя мужским началом. При этом в Джерри показана и слабость сильного мужчины, что придает персонажу многослойность. Герой Чурсина вовсе не мечется между бывшей женой и нынешней выручающей его женщиной, как это было у многих артистов ранее: он в глубине души знает, чего хочет. Тут конфликт – внутренний, и лежит он в плоскости между собой вчерашним и завтрашним. Потому нам так интересно наблюдать за артистом.

Гитель в исполнении Татьяны Бабенковой на глазах зрителей стремительно взрослеет и тоже делает выбор: она больше не будет палочкой-выручалочкой для случайных знакомых. Зритель верит, что на хорошем основании появившейся ответственности за собственную жизнь героиня построит счастье очень быстро.

История духовного становления персонажей спектакля «Двое на качелях», в которой есть развитие, метаморфозы, драматические повороты и ироничные всплески, в замечательном исполнении Чурсина и Бабенковой, на новом витке подтверждают статус «Современника» как одного из интереснейших театров страны.

Елена Булова.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x