В «Технограде» на ВДНХ свыше 120 школьников и студентов колледжей из Москвы, Подмосковья, Оренбурга и Санкт-Петербурга вместе со своими роботами сразились на игровом поле – здесь прошел Национальный чемпионат по робототехнике «Лига инженеров», входящий в число конкурсов Минпросвещения для выявления детей с выдающимися способностями.
Столицу представляют девять команд, в числе которых – слушатели детских технопарков «Москва» и «Мосгормаш».
В первом соревновательном дне команды прошли собеседования с ведущими экспертами, получили технические допуски, провели тренировки на соревновательном поле и соревнования в квалификационных матчах между собой. После квалификационных этапов проходят матчи на выбывание, в которых определяется победитель соревнований. Здесь команды сами создают альянсы: четыре из них, ставшие лучшими по итогам квалификационных матчей, выбирают себе одну или две команды (в зависимости от количества участников) для игры в полуфиналах и финале. Альянс, выигравший финал, становится победителем, а первая команда этого альянса – капитаном альянса-победителя. Это главная игровая награда соревнований «Лига инженеров».
«Лига инженеров» – это уникальное направление для подростков и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, где участники команд разрабатывают и создают робота, используя оборудование и материалы, разрешенные международным регламентом соревнований. Основная и самая зрелищная часть соревнований в этом направлении – это матчи роботов.
Миссия программы – вдохновлять молодое поколение людей быть лидерами в области науки и технологий, развивать научные, инженерные и технологические навыки, вдохновлять на инновации и способствовать всестороннему развитию. Она является крупнейшей образовательной программой для школьников и учащихся первых курсов колледжей, направленной на получение участниками уникального опыта в области робототехники.
«Благодаря таким соревнованиям юные инженеры получают возможность раскрыть творческий потенциал, научиться командной работе, осознать ценность обмена идеями. К таким состязаниям относится и чемпионат «Лига инженеров», который проводится в Москве впервые. Командам предстоит не только сразиться своими роботами на игровом поле, но и презентовать себя, продемонстрировать знания и умения в программировании, техническом обслуживании робота и его ремонте на площадке. Победители и призеры финального этапа чемпионата будут внесены в реестр «Таланты России» и смогут получить дополнительные баллы к ЕГЭ», – рассказала Кристина Кострома, глава Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
В матчах роботов могут участвовать только те команды, которые прошли техническую инспекцию своего «подопечного» и его проверку на игровом поле. По правилам турнира первые 30 секунд матча робот может выполнять задания только автономно, с помощью заранее загруженной в него программы, любое дистанционное управление строго запрещено. После этого начинается этап, когда один или два участника команды управляют роботом с помощью пультов. Работая в альянсе, команды должны выполнить как можно больше действий, которые приносят очки. Каждое состязание проводится на поле площадью около 13 квадратных метров и длится 2,5 минуты.
Интересно, что в квалификационных матчах союзники и соперники определяются случайным образом, поэтому участникам необходимо как можно больше общаться друг с другом, чтобы определить сильные и слабые стороны своих соперников и разработать наиболее эффективные стратегии. Подростки отмечают, что им всем нравятся языки программирования, нравится собирать роботов, а соревнования – это очень интересный опыт: попробовать себя в чем-то новом, завести новых друзей, новые знакомства.
Марина Марченко, заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Развитие человеческого капитала» департамента предпринимательства инновационного развития Москвы и руководитель образовательно-досугового комплекса «Техноград», рассказала об этом уникальном и очень нужном событии.
– Скажите, отличаются ли современные дети от тех, что были 5 или 10 лет назад?
– Действительно, происходит очень значительный рост среди ребят. Огромное количество школьников увлечены инженерией и профессиями, связанными с робототехникой и информационными технологиями. Специальные детские технопарки, например, в Москве, обучают робототехнике, программированию, хайтек, чтобы ребята совершенствовали свои компетенции в рамках подготовки к этому чемпионату. И я бы сказала, наверное, уровень их знаний, умений, и навыков тоже сравнительно отличается от тех ребят, которые были ранее. Это связано, конечно, с тем, что, во-первых, становится более высоким уровень образования, становится много доступных форм получения дополнительного образования. Правительство Москвы делает все для того, чтобы ребята имели самые большие, самые современные возможности для совершенствования своих компетенций в различных направлениях, в первую очередь, наверное, в тех направлениях, которые связаны в будущем с высокотехнологичным производством.
– Дети в технопарки и кружки робототехники идут с удовольствием заниматься?
– Да, ребята занимаются, скажем так, по собственной воле, своему выбору. И очень многие команды, если мы посмотрим, переходят с одного направления на другое в соответствии с возрастом: в шесть-семь лет они занимались просто сборкой каких-то лего-роботов, делали самые маленькие, самые элементарные программы, а сейчас это уже ребята, которые обладают навыками, чтобы создать самого сложного робота. Ведь у всех роботов совершенно разное производство и материалы. Есть оргстекло, есть чистый металл, есть дерево. Детали, которые там внутри, они делают с помощью 3D-моделирования. Либо выпиливают их, предположим, вручную, либо создают их на лазерном станке и так далее. Умение и паять, и работать на станке с ЧПУ, и на лазерном станке, и просто выпиливать. То есть такие вот мужские первые навыки, которые необходимы на сегодняшний день для того, чтобы создавать инновационные продукты. Вот эти ребята умеют все. Навыки, которые сегодняшние ребята получают с помощью системы профнавигации, созданной в Москве, действительно дают самые широкие возможности для развития.
– Кстати, о труде. Сейчас много спорят о возврате в школы уроков труда. Что вы думаете?
– Дело в том, что я вообще приверженица того, чтобы уроки труда, или как их сейчас называют – технологии, обязательно проходили. Очень многие говорят о том, что там девочек заставляли шить фартуки или еще что-то. Я, кстати говоря, училась тогда, когда труды были. И я вам хочу сказать, да, на первых порах возникает какое-то отторжение тому, что на сегодняшний день можно отдать в ателье, в металлоремонт или еще куда-то. Но, с другой стороны, нельзя же в семье постоянно прибегать к услугам «муж на час»! Но я думаю, что технология вернется не в той мере, которая была раньше. Поэтому эти технологии будут связаны с новыми достижениями и будут помогать воспитывать детей, направленные на умение трудиться. Если вы помните, очень долгое время ребята даже не убиралисьв классе. На мой взгляд, это противоречит всей нашей традиционной системе воспитания – бережно относиться к окружающей среде, к месту, на котором ты находишься, к рабочему месту. Это воспитывает в ребятах аккуратность, ответственность – как раз те компетенции, которые необходимы каждому человеку. Поэтому я думаю, что польза от этого обязательно будет.
– Скажите, отличаются ли наши дети от иностранных школьников?
– Ребенок он и есть ребенок, в любой ситуации развивается его творческое начало, должно просто найти правильный выход и полезное применение. Я была в Китае, там робототехникой занимаются самые-самые маленькие, и они реально увлечены этим! Наши дети, которые «направлены» на научно-техническое творчество, имеют большой выбор. Есть обучение в детских технопарках, которые, кстати говоря, полностью реализует наш Департамент предпринимательства и инновационного развития. Даже детсадовцам подходит такой проект, как учебный день в технопарке. Направлений в наших детских технопарках, а у нас их в Москве 21, довольно-таки много, то есть это и беспилотные летательные аппараты, это и космонавтика, это и хайтек, это геоинформатика, программирование, виртуальная и дополненная реальность, авиация, дизайн. Дети постарше могут попробовать пройти любой курс и сказать – да, мне это нравится, я буду развиваться дальше. Или наоборот, они скажут – нет, это не мое, мне скучно, непонятно». Не страшно, тут важен и нужен поиск, пробы для того, чтобы правильно определить свой будущий выбор профессии и быть востребованным на рынке труда в будущем.
Победителей и призеров финального этапа чемпионата внесут в реестр «Таланты России», они смогут получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Помимо игровых, в чемпионате присуждаются такие экспертные награды, как «Дизайн», «Инновационное решение», «Установление научных связей», «Развитие сообщества», «Инженерный подход», «Система управления». На соревнованиях также присутствуют представители компаний, которые специализируются на разработке и внедрении роботизированных комплексов. По итогам регионального этапа семь лучших команд получат квоты для участия в национальном чемпионате «Лига инженеров». Его проведут с 29 по 31 марта в Санкт-Петербурге. Помимо этого, команды-победители смогут представлять Россию на международных турнирах в Казахстане, Индии, Таиланде и на Кипре.
Несколько слов о том, где проходит «Лига инженеров». Соревнования умных и талантливых принимает образовательно-инновационный комплекс «Техноград» на ВДНХ. «Техноград» – инновационный образовательный комплекс, состоящий из нескольких павильонов, каждый из которых посвящен той или иной сфере деятельности. Несмотря на то, что «Техноград» в Москве был открыт сравнительно недавно, в 2018 году, он уже успел получить известность не только в рамках столицы, но и во всей стране. Помимо развлекательных экскурсий и познавательных лекций центр выполняет задачи по профориентации детей и подростков, переквалификации и обучению научных сотрудников, являясь многофункциональным и широкопрофильным.
Михаил Ковалёв.
Фото автора