В театре на Таганке – «Снимается кино»

В театре на Таганке – «Снимается кино», так называется спектакль режиссера Леры Сурковой по одноименной пьесе Эдварда Радзинского.

«Снимается кино» – одна из ранних пьес Эдварда Радзинского. Показывает Москву весеннюю, охваченную оттепелью, с соответствующим настроением и атмосферой. Здесь в необыкновенном вихре гармонично слилось все: путь художника и борьба разума с чувствами, история любви и разочарование. Ностальгический ретро-стиль, камерная сцена, все открыто, все рядом, как на ладони…

Сюжет до боли прост и одновременно сложен: 40-летний режиссер Нечаев хочет снять фильм о любви, сам давно позабыв ее значение. Любовь он представляет такой нежной и бескорыстной, с ночными прогулками и робким первым поцелуем. Но окружающий мир жесток и холоден: надоевшая жена, сложный коллектив, нелепые требования руководства убирать самый яркий отснятый материал, чтоб подходило по цензуре. Летят бесконечные суматошные съемочные дни, где каждый не занимается своим делом, а пропадает где-то. Все валится из рук, кино, на которое возлагались большие надежды, снять не получается, работа не идет. Режиссер устал и раздражен, он не заражает людей своей энергией, не может их сплотить и вдохновить, испытывает совершенно противоположные чувства. Спектакль показывает все грани драмы творческого человека, который пытается реализовать себя в семье и на работе, но нигде ничего не получается.

С виду холодный, эгоистичный режиссер, мучающийся внутренним разладом и живущий лишь творимым искусством ведет разговоры о любви, когда любви в его жизни нет нигде и никакой. Но внезапно для себя режиссер сам оказывается в центре сюжета собственного кино, когда появляется она.

Она снимается в фильме о любви, сталкиваясь с нежными чувствами впервые, переполняясь ими до краев и не подозревая, что за ними лишь воздух. Она выводит его из депрессии и он снова хочет снимать. Она еще не знает, что «в любви всегда сильнее тот, кто любит слабее». Вокруг тучи проблем: в творческом кризисе, в зависимости от социума, и даже в обычной бытовухе. Снимается кино или снимается любовь?

Лера Суркова, режиссер: «Снимается кино» – одна из ранних пьес главного романтика оттепели Эдварда Радзинского. Итак, весна в Москве 1965 года. Любовь и молодость, витающие в воздухе. Поцелуи и прогулки по ночному городу под теплым дождем. Об этом хочет снять фильм сорокалетний режиссер Нечаев, который, сам того не замечая, оказывается в центре сюжета собственного кино. Творческий процесс и реальный мир сливаются воедино, чтобы раскрыть сущность любви. Желание любить и быть любимыми заставляет героев совершать нелогичные и абсурдные поступки: разум и чувства ведут бесконечную борьбу. А невротичные персонажи и диалоги с интеллектуальным подтекстом делают лирическую комедию еще более выразительной».

Василий Уриевский, исполнитель роли Нечаева: «Основной вопрос здесь – это вопрос художника. Как ему творить в современном мире: подстраиваться под обстоятельства реальности или следовать зову своего таланта? Один из героев пьесы говорит: «В искусстве есть художники. Они отражают то, что сами чувствуют. И инженеры. Они конструируют вещи». В моем персонаже как раз и борется художник с инженером. Идти на компромисс или не идти. Если Нечаев пойдет против обстоятельств, то, скорее всего, не сможет работать никак. Либо ему придется работать так, как разрешают. И он делает свой выбор, который огромное количество людей, в общем-то, не в состоянии сделать. Нечаев переживает кризисный возраст: человек оглядывается назад и осознает, что не может творить так, как делал это 20 лет назад, когда он фонтанировал идеями, создавал шедевры. Он дожил до 40 и уже ничего не чувствует, никого не любит, понимает это и сильно мучается. Он любит только себя. И то не факт. Если бы сильно любил себя, то не пошел бы на компромисс».

Спектакль смотрится на одном дыхании, он легкий, теплый, душевный, понятный, и несмотря на то что пьеса написана в 1965 году, воспринимается абсолютно современно.

Люди рассуждают на вечные темы, старые установки не работают, а новая жизнь стучится в дверь и требует новизны. Нельзя бесконечно уходить от себя, нужно просто перейти в новое качество…

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Добавить комментарий