«Здесь живут люди»: театр «Современник» утверждает, что в пятьдесят лет жизнь только начинается (16+)

Режиссер Гульназ Балпейсова поставила на сцене «Современника» новый спектакль, «Это моя жизнь», по пьесе Атола Фугарда «Здесь живут люди».

В творчестве крупнейшего южноафриканского драматурга Атола Фугарда, признанного одним из важнейших авторов англоязычной драматургии, пьеса «Здесь живут люди» стоит особняком. Она выстроена на переживаниях героев, действие разворачивается в пространстве одного-единственного дома, и меж тем именно это произведение драматург считал наиболее близким к собственному жизненному опыту.

Героине Алёны Бабенко Милли стукнуло пятьдесят лет. Она живет в двухэтажном старом особнячке, сдавая часть комнат постояльцам – инфантильному философу Дону (Иван Стебунов), простодушному почтальону Шорти (Ефим Белосорочка) и его легкомысленной жене Сисси (Марта Хованская).

Милли Алёны Бабенко переживает драматический момент жизни: человек, который был рядом десять лет, бросил героиню и ушел к другой. Десять лет жизни Милли отдала Алерсу, она была его правой рукой, помогла поставить на ноги фирму, занимающуюся производством искусственных цветов. И вот теперь на совместно заработанные деньги Алерс (этот герой обозначен в спектакле схематично, его даже нет в программке), уйдя из дома, покупает дешевых проституток. Милли же сидит на кухне, роняя слезы в тарелку, вспоминая резанувшие ее слова о том, что она перестала быть женщиной в его глазах. А потом Милли внезапно решает всем бедам назло организовать вечеринку, куда приглашены мужчины-постояльцы. Вечеринка эта по сути становится отправной точкой нового витка жизни Милли, ее новых отношений и любви.

Героев спектакля, очень разных по характеру и темпераменту, объединяет какая-то глубинная неустроенность, способность честно говорить друг другу правду в глаза и при этом оставаться деликатными и сострадающими людьми.

Они вместе пьют кофе, обсуждают новости, ссорятся, мирятся, дерутся, отмалчиваются в ответ на вопросы, говорят обо всем, что их волнует, при этом зачастую не слыша друг друга. Они цитируют Сартра и Фрейда, пытаются понять основы экзистенциализма (с трудом выговаривая это слово) и даже не подозревают, что страдают от экзистенциальной тоски.

Спектакль длится долго – более трех часов. Пьеса достаточно громоздкая, трудоемкая в постановке, неровная, событий в ней – «кот наплакал». Но, однако, зритель все три часа завороженно смотрит на сцену: Алёна Бабенко и мужской состав спектакля демонстрируют высочайший класс игры, пронизанный психологизмом и отличным чувством юмора.

Бабенко делает свою героиню яркой и дерзкой, самодостаточной и беспомощной, мудрой и по-женски глуповатой – вот такой гремучий коктейль. Философ Дон – под стать главной героине: человек-загадка, себе на уме, склонный к самолюбованию позёр, философ, оторванный от жизни, но нужную ему женщину в критический момент разглядеть все же умудряется. Именно с Доном героиня в конце концов обретает долгожданное счастье.

Проходит свои университеты и молодая пара Шорти и Сисси, постепенно понимая ценность института семьи, в который их занесло каким-то непонятным поначалу зрителям шальным ветром.

Отдельного упоминания достойны замечательные декорации художника Ольги Никитиной, создавшей на сцене удивительный двухэтажный дом, в старые трещины которого в какой-то момент начинают литься потоки солнечного света. А по ночам над этим старым домом, который из холодного и мрачного постепенно становится уютным, нависает купол прекрасного звездного неба. И тогда начинает казаться, что в пятьдесят лет жизнь только начинается. Так, по крайней мере, думают герои пьесы.

Без сомнения, несмотря на все шероховатости драматургии и режиссуры, новый спектакль театра «Современник» найдет своего благодарного зрителя. Уж больно хороша четверка артистов, исполнителей центральных ролей.

Елена Булова.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x