Совсем скоро в киноконцертном зале «Эльдар» в Москве поклонников авторской песни ждет незабываемый вечер. 20 и 21 апреля здесь пройдет восьмой фестиваль Олега Митяева «Крепитесь, люди, скоро лето!». Он состоится в рамках «Марафона авторской песни России 2023-2024: все настоящее – детям», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив Фонда Олега Митяева. В преддверии этого знаменательного события беседуем с певицей, лауреатом фестивалей авторской песни, постоянным членом жюри Грушинского фестиваля Галиной Хомчик:
– Бытует мнение, что масштаб фестивалей бардовской песни уже не тот. Вы – неизменный участник этих фестивалей, входите в оргкомитет, согласитесь ли с таким утверждением?
– Нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Фестивали авторской песни под открытым небом действительно пообмельчали по количеству зрителей и участников. Если во времена расцвета Грушинского и Ильменского фестивалей количество посетителей исчислялось сотнями тысяч, то теперь это десятки тысяч зрителей, да и самих участников-конкурсантов стало в разы меньше после распада СССР. Элементарно изменились сами условия логистики: всем желающим попасть на тот же Грушинский из теперь уже не союзных республик, а отдельных самостоятельных зарубежных стран стало гораздо сложнее и дороже во всех отношениях (разрушенные транспортные цепочки, визовые режимы и прочие логистические реалии постсоветского пространства сделали свое дело). Однако фестивали городского (зального) типа, одним из которых является как раз фестиваль «Крепитесь, люди, скоро лето!» Олега Митяева, по-прежнему пользуются популярностью. Их тоже стало меньше, и масштаб тоже другой, но это объективные причины современной реальности.
– На Ваш взгляд, отличаются ли сегодняшние барды от основоположников бардовской песни?
– Барды-шестидесятники, которые прежде всего и создали жанр авторской песни, творили в условиях своего конкретного исторического и культурного фона. Современные живут в своих реалиях и своем времени. Каждые предлагаемые условия эпохи, в которой живут барды разных поколений или десятилетий, отражаются в их творчестве, в особенностях их музыкальной стилистики и литературной основы их произведений. Невозможно в двух словах ответить на этот вопрос. Он подразумевает пространное эссе.
– Сильно ли отличается репертуар современных молодых исполнителей авторской песни от репертуара классического барда?
– Молодежь в современной авторской песне впитала в себя как классику жанра, так и более современные околожанровые музыкальные течения – рок, бард-рок, панк-рок, соул, шансон, – в общем, всю музыкальную палитру эпохи безграничного музыкального пространства. И впитав все это авторы новой волны отфильтровывают то, что им не близко, отбирая то, что им важно и интересно. Классический бард не имел таких возможностей безграничного познания всемирной музыкальной культуры, а варился в основном в собственном соку, ни на кого не оглядываясь, ни с чем не сравнивая и не конкурируя. Но оценивать и тех, и других можно только по степени талантливости отдельной личности. А она вне времени.
– Галина, как Вы считаете, о чем должен петь современный автор-исполнитель?
– Любой талантливый автор-исполнитель, на мой взгляд, не должен быть кому-то что-то должен. Он должен петь только о том, чем лично не может не поделиться с другими, и только тогда, когда у него есть собственная потребность в этом, а не чей-то заказ или приказ.
– Чьи песни почтенных поэтов-песенников, на Ваш взгляд, можно рекомендовать слушать молодым?
– Окуджава, Визбор, Высоцкий, Ким, Городницкий, Новелла Матвеева, Якушева, Егоров.
– Ваше мнение: есть ли воспитательная роль в авторской песне для подрастающего поколения?
– Авторская песня в лучших ее образцах формирует представление о литературном слове, помогает сохранить чувство грамотного, богатого, родного литературного языка. В ней есть простые, наивные откровения о вечных человеческие ценностях, которые способны сделать мир добрее и чище.
– Теперь на одной сцене с Вами, бывает, выступает сын, в том числе и на предстоящем фестивале. Какие чувства испытываете, все ли нравится в его репертуаре?
– Сыном горжусь и восхищаюсь. Он не только талантлив, но и самокритичен, не боится работать над собой, постоянно самосовершенствоваться. Я очень радуюсь его музыкальному вкусу и чувству меры в поисках новых музыкальных форм. Он очень прислушивается к мнению и советам художественного руководителя их группы «Ирония судьбы» – Олега Митяева. Для Алёши Олег – непререкаемый авторитет в жанре и в творчестве. Я очень благодарна Олегу за его наставничество. Кроме того, Алёше очень повезло с группой: каждый музыкант в ней – личность, талант и, что немаловажно, еще и приятный в общении человек.
– Феномен авторской песни?
– Здоровая пища для чуткой, доброй души и светлого разума, компас для людей, умеющих думать, чувствовать и сопереживать.
– Изменился ли сегодняшний зритель на Ваших концертах?
– По сути (критериям умения думать, чувствовать и сопереживать) – все тот же, по возрастному составу – с удивлением и радостью вижу много молодых новых лиц.
– Галина, поделитесь, пожалуйста, Вашими ближайшими творческими планами?
– Сольные и сборные концерты к 100-летию Булата Окуджавы и юбилеям других авторов, Ильменский фестиваль, работа в коллективе «Песни нашего века» – как можно больше этого всего.
– Что бы вы пожелали участникам фестиваля «Крепитесь люди, скоро лето»?
– Приходить на концерты почаще, побольше слушать авторскую песню и читать классическую поэзию.
Записала Лидия Миловидова.
Фото из личного архива Галины Хомчик