«Не хочу напрягать мир. Несчастным быть легко, трудно быть счастливым» и «Я сегодня живу год за три. Я живу так быстро, что даже торможу свой ход пятками» – это «сухоризмы» Виктора Сухорукова. Моноспектакль «Счастливые дни» идет в Театре Ермоловой с постоянными аншлагами.
Я давно такого не видел, вернее – никогда: 10 минут заполненный зал Театра на Тверской стоя, овациями благодарил человека-космоса (так его прозвал Валентин Гафт) за его непревзойденный талант, уникальное актерство и трепетную любовь к нам, зрителям.
«Счастливый день сам по себе не приходит, и не возникает, и не существует. Счастливый день сочиняем мы сами. Каждый для себя» – так сказал в одном из интервью Виктор Сухоруков и именно про эти самый «счастливые дни» срежиссировал и сыграл собственный моноспектакль на легендарной ермоловской сцене.
Исповедь-воспоминания любимого миллионами тонкого, ранимого и гиперчувствительного артиста: память, встречи, расставания, любовь, обиды и возвращения. Сухоруков читает свои стихи, раскрывая перед зрителем еще одну грань своего космического таланта.
«Здесь нет сценария, только пункты, по которым я иду. Все сочинено мною, и там сюжеты из моей жизни, которые я не рассказываю, а разыгрываю. Когда я это понял, я испытал от этой мысли катарсис», – говорил о своей работе над постановкой Виктор Иванович.
В основу спектакля легли фотографии близких Сухорукова. На карточках – родители и друзья, кумиры и режиссеры, актеры и актрисы, гении и забытые мастера. Именно воспоминания о людях, запечатленных на них, и стали «режиссерским замыслом» спектакля-исповеди.
По словам актера, на его создание он вдохновился во время посещения дома-музея Юлиана Семёнова в Крыму. Сухоруков увидел там фотографии с автографами известных людей – и решил рассказать о своих подобных снимках. Обладатель почетных премий: «Белого слона», «Ники», «Золотого орла», «Золотого грифона» – любим и почитаем зрителем. Виктор Иванович всегда жил собственной жизнью, не завидовал и не унывал, шел поступательно и умел ждать – и это принесло свои результаты. По словам Сухорукова, он «прожил три жизни» в трех разных городах: Орехово-Зуево, Москва и Санкт-Петербург.
Выразительный и многогранный актерский талант, популярность среди публики, многоликий образ настоящего артиста, неутомимый трудяга на сцене: все это он – человек-оркестр, Виктор Сухоруков. Творческая неуспокоенность, колоссальная работоспособность, человеческая открытость и актерская непревзойденность стали символом имени Сухорукова.
«Счастливые дни» – это монолог о встречах и невстречах, о дружбе и предательстве, о горе и радости, о любви и преданности, о театрально-киношных легендах и зрителях, которых любит искренне и добродушно. Магическо-волшебные зарисовки Сухорукова о том, как можно сыграть пишущую машинку фирмы «Зингер» из деканата ГИТИСа прошлого века (и он это показывает на сцене), «переплавить» свой череп в череп Говорухина, «перековать» свой голос в голос Меньшикова, «показать» околотеатрального усатого профессора, опустошить вазу с конфетами в кабинете Говорухина на «Мосфильме», шикарно спародировать походку Меньшикова в лакированных ботинках.
«Мечта» и «если бы» – две «красные линии» как собственно спектакля, так и судьбы героя «Счастливых дней». Сухоруков – рыцарь театра и кино, он был влюблен в Доронину и даже ходил к ней в гости в коробкой мармелада – не пустила. Он спорил с Табаковым и Ефремовым, дружил с Балабановым и Бодровым, уходил и возвращался, ссорился и прощал. Обо всем этом зритель и увидел-услышал, побывав на моноспектакле Виктора Сухорукова.
Мастер сожалеет только о том, что родители не видят, чего достиг сын, и хорошо бы, чтобы успех пришел еще в молодости, когда желания совпадали с возможностями, – но это уже Божий промысел.
Когда Виктор Иванович говорил о Сереже Бодрове, слезу «вышибло» не только у меня. Зритель получил выплеск счастья: то ли от причудливых кружев судьбы Сухорукова, то ли от того, как Виктор Иванович о них рассказывал. А скорее всего – от той потрясающей атмосферы тепла и доброты за почти два часа актерской феерии и профессионализма Сухорукова на бенефисе в Театре Ермоловой.
Владимир Сабадаш, Анна Духон.
Фото предоставила пресс-служба Театра Ермоловой