Черные, блестящие, статусные и недостижимые «Волги» обязательно ассоциировались с высоким начальством, а то и с самим членом политбюро! ГАЗ-21 «Волга» не зря считается культовым советским легковым автомобилем.
Номенклатурные ЗИЛы и «Чайки», конечно, были технически совершеннее «Волги», но советские граждане «живьем» их видели всего несколько раз в жизни. А «Волги» начиная с 1956 года стали уверенно красоваться на улицах советских городов. Увидеть чудо-машину во дворе, рассмотреть вблизи, потрогать, да ещё поговорить с владельцем – это ощущение настоящего «космоса»! За автомобилем закрепился имидж «богемного». На Волге ездили партийные функционеры, руководители предприятий, известные артисты, например Владимир Высоцкий. Служебная «Волга» черного цвета с серым салоном была и у первого космонавта Юрия Гагарина.
Популярность ГАЗ-21 объясняется не только её необычной внешностью, но ещё и тем, что машина появилась на свет в тот период советской истории, который сейчас называют «оттепелью»: в жизни страны наступают серьезные перемены, она станет более открытой и все тяжелые испытания остались позади, а впереди только счастливая жизнь… Красивый автомобиль Горьковского автозавода стал признаком грядущих перемен.
Культовый автомобиль ГАЗ М-21 «Волга» серийно выпускался в СССР с 1956 по 1970 год и стал символом целой эпохи: он неотрывно связан не только с великими людьми и важнейшими событиями, но и многочисленными семейными историями и воспоминаниями. Эта машина также экспортировалась в разные страны по всему миру, символизируя качество и надежность отечественной продукции.
«Волга» в конце 50-х воплотила передовые мысли советских конструкторов. Именно на ГАЗ-21 появилась первая в Советском Союзе серийная автоматическая коробка передач. Правда, тогда техническую новинку оценили не все: «В те годы масло, которое заливалось в автоматическую коробку передач, было плохого качества, и все старались ее убрать из автомобиля, попасть на завод и поменять на механическую», – рассказал один из участников выставки.
Дизайн «Волги» был ярким, комфорт высоким, отделка люксовой. Сегодня ГАЗ-21 назвали бы автомобилем бизнес-класса. А вот что вы вспомните первое, говоря про «Волгу»? Конечно, фигурку оленя на капоте. Оригинальный декоративный элемент стал визитной карточкой автомобиля. В 1962 году от запоминающейся эмблемы решили отказаться – слишком травмоопасным был декор.
28 апреля 2024 года на площадке перед Музеем Москвы автоклуб «Волга М-21» провел традиционный автопробег ретроавтомобилей, который посвятили объявленному в России Году семьи. Праздник начался с выставки легендарных машин ГАЗ М-21 «Волга», где было представлено около 90 ретроавтомобилей из коллекции участников и друзей клуба. Многие из этих машин входят в специальный коллекционный реестр завода ГАЗ, как лучшие отреставрированные ретроавтомобили одноименной марки. Затем был дан торжественный старт автопробегу, открывающему ретро-сезон 2024 клуба «Волга М-21» и направленному на сохранение и восстановление исторического наследия. Члены клуба «Волга М-21» рассказывают, что автоклуб задумывался ради сплочения единомышленников и любителей автомобилей ГАЗ, а регулярные собрания и участия в выставках (клуб собирается несколько раз в году) привлекают внимание молодого поколения к истории страны, учат заботиться о ее культурном наследии.
В современной Москве с ее нескончаемыми пробками большой и тяжелой «Волге» тесно, машина греется, наполняя салон бензиновыми парами. Другое дело на трассе: «Волга» не едет, а мягко плывет, слегка покачиваясь на задних рессорах. Из динамика задорно звучит «где-то на белом свете, там, где всегда мороз….» – и вот залитое солнцем шоссе превращается в декорацию фильма Рязанова или Данелии. Дорожные выбоины, которые на условном современном авто пришлось бы избегать ценой резких поворотов руля, «21-я» давит не замечая, показатели плавности хода у сохранной «Волги» для современного бюджетного сегмента недостижимые. Только представьте: спустя почти 70 лет ГАЗ-21 остается не только красивым экспонатом советской инженерной мысли – машиной-эпохой, но и вполне состоятельным олдтаймером для комфортного вождения: статным, вальяжным, но не по-современному живым. Эх, сейчас таких уже не делают!..
Михаил Ковалёв.
Фото автора