На линиях комплекса по переработке отходов «Восток» из кучи мусора извлекли две фарфоровые статуэтки — лошадку, сделанную в неповторимой бело-голубой гамме мастеров из Гжели, и девушку-китаянку. Скорее всего, они попали сюда из одного дома, из одной квартиры, выброшенные кем-то одним. Кто был этот человек, у кого поднялась рука выбросить хрупкие красивые фигурки, предмет гордости мастеров?
Между прочим, работникам музея «Культурный слой» удалось установить автора лошадки. Председатель правления «Союза гжельских мастеров» Валентин Розанов сообщил, что скульптуру изготовила Наталья Мичугина, выпускница Гжельского государственного художественно-промышленного института. Сейчас она преподает в детской школе искусств «Гжель». В декабре 2023 года Наталья получила Гран-при Всероссийского конкурса-выставки творческих работ «Тургеневская осень» в возрастной категории «Профессионалы» в номинации «Декоративно-прикладное искусство/Художественная керамика».
С китаянкой история темная. Фарфор, конечно, изобрели в Китае. И тип лица у фигурки, несомненно, китайский. Однако китаянок делали и в Майсоне (Meisson, пригород Дрездена, родина знаменитого фарфора, вопреки распространенному мнению сочетание букв «ei» в немецком языке произносится как «ай»), и в других европейских фарфоровых мастерских. В XVIII – XIX веках в Европе была большая мода на все китайское. И если русскую гжель мы опознаем сразу и безошибочно, то для того, чтобы отличить саксонскую китаянку от французской или же натуральной китайской, потребуется помощь эксперта.
Дело в том, что фарфор бывает очень-очень разный как по составу, так и по своим свойствам. В него входят три компонента — белая глина-каолин, полевой шпат и кварц, но их пропорции могут различаться, и на протяжении столетий мастера постоянно экспериментировали и с составом смеси, и с температурой обжига, и с пигментами.
История фарфора, точнее, протофарфора началась во времена династии Хань (III век нашей эры), когда мастера стали применять тонкую белую глину — каолин. Первым настоящим фарфором можно считать танский, расцвет которого пришелся на эпоху империи Тан (618 – 906 годы). Из фарфора изготавливались посуда, статуэтки, резные украшения на надгробия. Танский фарфор еще называют Сан-цай, что означает «Три цвета». Обычно это были зеленый, желтый и кремовый, однако добавляли и другие цвета.
Во времена следующей династии, Сун, фарфор еще больше усовершенствовался. В это время создавали тонкую фарфоровую посуду нежных зеленых оттенков. Кстати, именно ее первую увидели европейцы и назвали «селадоновой» по имени героя пасторального романа «Астрея». Для императорского двора создавался фарфор Жу Яо, покрытый голубоватой глазурью, — образец минимализма в керамическом искусстве.
При монгольской династии Юань была усовершенствована формула — появился так называемый твердый фарфор. В нем несколько иное соотношение трех основных составляющих, ему требуется более высокая температура обжига. Если для мягкого фарфора она составляет 1300 – 1350 градусов Цельсия, то для твердого — до 1460 градусов. Твердый фарфор, в отличие от мягкого, не хрупкий и нечувствителен к колебаниям температуры. Если вы слышите про фарфор, что его «на самом деле не так уж легко разбить» и «фарфоровая чашка с тонюсенькими стенками отлично держит тепло», то все это относится именно к твердому фарфору.
Чуть позже те же китайцы изобрели костяной фарфор, добавив в смесь изрядное количество (от 25 до 50 процентов) золы от сожженных костей крупного рогатого скота. Если у вашей фарфоровой чашки стенки просвечивают, то это именно костяной фарфор.
В период династии Мин, в XVI веке фарфор начинают экспортировать в Европу. Многие монархи той эпохи коллекционировали китайский фарфор и создавали у себя во дворцах целые «китайские залы».
В 1644 году династия Мин была свергнута, а печи для обжига фарфора разрушены. Император следующей, маньчжурской династии Цин приказал восстановить их, и на короткое время фарфор в Китае опять расцвел… но в XIX веке пришел в упадок.
Зато эстафету подхватили в Европе. Мягкий фарфор появился здесь в 1575 году во Флоренции. Под покровительством великого герцога тосканского Франческо I Медичи здесь появилась мастерская, где в подражание китайским стали делать «фарфор Медичи», а также экспериментировать в поисках «китайского секрета».
Наконец в начале XVIII века в Европе произошло открытие белого фарфора. Точнее, несколько открытий сразу. Дрезденские экспериментаторы Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус и Иоганн Фридрих Бёттгер после многочисленных попыток изобрели майсонский фарфор. Иезуит Франсуа Ксавье д’Антреколь привез из Китая записки о секрете фарфора в 1712 году (известны они стали только в 1735-м), на основе этих записок появился льежский фарфор. И, конечно, Дмитрий Виноградов, сподвижник Ломоносова, который изобрел русский фарфор… где именно, как вы думаете, это произошло? Конечно же, под Москвой в местечке под названием Гжель!
Потому что фарфор не может возникнуть абы где и абы как — нужна совершенно особая, белая глина каолин, очень тонкая и нежная.
Которая затем будет подвергаться жесткой температурной обработке — и не одной! Обожженный фарфор можно расписать по бисквиту (так называется неглазурированный материал), затем обжечь. Именно так и делается гжель. Для такой росписи лучше всего подходит синяя кобальтовая краска, потому что она выдерживает высокие температуры. Затем изделие покрывают глазурью и обжигают второй раз. Именно так была сделана лошадка.
С китаянкой поступили по-другому: после второго обжига ее расписали яркими красками по «белью» – так называется белый, нерасписанный, но глазурированный фарфор. И снова обожгли, на этот раз при более низких температурах, всего-навсего 780 – 850 градусов Цельсия.
Столько труда, столько терпения, такая длинная история… А кто-то — на свалку…
Но теперь эти статуэтки заняли достойное место среди экспонатов музея «Культурный слой».
Майя ПЧЁЛКИНА.
Фото группы «ЭкоЛайн»
По материалам «Мой Дом Москва»