Алексей Карабанов: Творческая работа и жизнь музыканта – это бесконечная учеба и работа над собой

Заслуженный артист Российской Федерации, военный дирижер Алексей Карабанов – заметная фигура на отечественном музыкальном небосклоне. Именно благодаря многолетней кропотливой работе маэстро Адмиралтейский оркестр стал одним из лучших военных музыкальных коллективов страны. Он доцент кафедры оркестрового дирижирования Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке. В этом году Алексей Карабанов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Гимн Российского государства как социокультурный феномен».

Алексей Карабанов

– Алексей Алексеевич, в каком возрасте Вы поняли, что Ваше призвание – музыка?

– Музыкой я начал заниматься довольно поздно. В 12 лет я пошел в музыкальную школу и начал заниматься на кларнете. О призвании я, конечно, вовсе не думал. Просто возникло непреодолимое желание научиться играть на кларнете.

– Поддержали ли Ваш выбор родители?

– Мама мое намерение поддержала. Благо плата за обучение на духовых инструментах была невелика – 4 рубля 80 копеек в месяц. Это была приемлемая сумма, поскольку жили мы скромно, на одну мамину зарплату.

Дирижер Алексей Карабанов с оркестром

– Как проходила учеба?

– В пятнадцатилетнем возрасте я поступил в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в класс выдающегося кларнетиста Исаака Григорьевича Рогинского. Он оказал очень сильное влияние на мое музыкальное развитие и становление, и его уроки мне во многом пригодились уже в годы работы с оркестром. Кларнеты в духовом оркестре подобны скрипкам в симфоническом. На них падает основная мелодическая нагрузка, и звучание группы кларнетов во многом определяет характер и тембр общего звучания духового оркестра. После окончания училища я поступил на военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Учеба в Москве была очень интересным событием в моей жизни. Помимо того, что сейчас называется учебным процессом, была удивительная возможность ходить в театры и музеи. Нас – курсантов с лирами в петлицах – везде пускали бесплатно, и мне удалось посмотреть за пять лет несчетное количество концертов, оперных, балетных и драматических спектаклей высшего творческого качества, которым блистала Москва 1980-х годов. В 1985 году, после окончания консерватории, состоялось мое назначение военным дирижером Высшего военно-морского инженерного кчилища имени Ф. Э. Дзержинского, оркестр которого в девяностые годы стал именоваться Адмиралтейским.

Дирижер Алексей Карабанов с певицей Мирей Матье

– Для многих творческих людей период развала СССР оказался испытанием на прочность. Как складывалась в эти годы Ваша карьера?

Роковые события 1991 года застали нас за подготовкой к первым гастролям за рубеж – во Францию. Приглашение поступило довольно неожиданно как для меня, так и для командных структур. В то время за рубеж военные оркестры не ездили, за исключением образцовых оркестров из Москвы. Поэтому московские товарищи серьезно напряглись. Но поскольку в нашу победу они не верили и думали, что более высокая инстанция нам поездку зарубит, на всех уровнях наши документы согласовали, и было принято положительное решение министра обороны СССР о нашем выезде во Францию. Это решение было подписано маршалом Дмитрием Тимофеевичем Язовым 18 августа, а 19 августа вся страна проснулась под звуки «Лебединого озера», ставшего, как вскоре выяснилось, лебединой песней КПСС. Я позвонил в Москву узнать обстановку. Мне ответили: решение принято, министр обороны – член ГКЧП, готовьтесь спокойно к выезду. Через три для членов ГКЧП вместе с министром обороны арестовали. Снова звоню в Москву: не волнуйтесь, министр обороны – это не личность, а должность. Решение принято – вы едете. Так и случилось. 12 сентября мы вылетели в Париж. Эти небольшие двухнедельные гастроли явились поворотным моментом в моей творческой карьере. С одной стороны, нас стали приглашать за рубеж, а с другой – мы начали регулярно выступать в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (город как раз переименовали в 1991 году). Все это, безусловно, способствовало творческом росту оркестра и моему творческому росту вместе с ним.

Дирижер Алексей Карабанов после концерта в день 300-летия Лейб-Гвардии. За кулисами Эрмитажного театра 17 декабря 2000 года с М. Б. Пиотровским

– Вы много гастролировали. Какие самые яркие, возможно, и смешные моменты во время гастролей?

– Действительно, начав с дружелюбной Франции, мы ежегодно возвращались туда, иногда по несколько раз в год. Кроме того, мы выступали в Великобритании, Бельгии, Дании, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Финляндии, Швеции. В некоторых странах – многократно. Совершенно невероятное дело для обычного военного оркестра! Конечно, каждая поездка – целое море воспоминаний. Но для меня, как руководителя, на котором лежала ответственность за все, начиная с оформления документов на выезд и заканчивая всеми вопросами логистики и пересечения границ, музыкальные воспоминания предстают как некое счастливое озарение на фоне черной грозовой тучи тривиальных проблем организационного характера. Всякое пересечение границы было проблемой. Вымогательство и откровенный рэкет на границах сопредельных государств – вот что приходилось постоянно преодолевать, проскакивая между Сциллой и Харибдой алчных таможенников. При этом проблемы никогда не повторялись, и каждый раз нужно было придумывать все новые решения, обходить «подводные рифы» и надуманные препятствия. К счастью, все проблемы всегда удавалась разрешить. Поэтому, достигнув гастрольного пункта назначения, концертные выступления доставляли мне необыкновенную творческую радость, и они всегда сопровождались большим успехом.

 

– Кто из старших коллег оказал на Вас самое сильное влияние? Кого Вы считаете своим учителем?

– Мне в жизни очень повезло. Практически с начала музыкальной учебы я общался с действительно выдающимися музыкантами как в Ленинграде (Санкт-Петербурге), так и в Москве. Но самое сильное влияние оказал на меня профессор Санкт-Петербургской консерватории народный артист РСФСР Виктор Андреевич Федотов. Меня познакомил с ним другой легендарный дирижер Кировского (Мариинского) театра Борис Иванович Анисимов – руководитель сценического духового оркестра, сам – ученик А. К. Глазунова, композитор и прекрасный инструментовщик. Уроки Виктора Андреевича совершенно перевернули мое представление о дирижировании. Под его руководством я серьезно занялся симфоническим дирижированием.

Дирижер Алексей Карабанов с оркестром во Франции. 1994 год

– Ваши любимые композиторы?

– Выдающийся отечественный дирижер Геннадий Николаевич Рождественский отвечал на это вопрос – тот, чье произведение я дирижирую в данный момент. С этим трудно не согласиться, поскольку дирижировать нелюбимую музыку невозможно. Но самый любимый, конечно, есть – Пётр Ильич Чайковский.

– В какой момент Вы решили написать кандидатскую и что подтолкнуло Вас к выбору темы?

– Решение написать диссертацию пришло довольно поздно. Мне исполнилось пятьдесят, когда я поступил в аспирантуру Академии музыки имени Гнесиных. Дело в том, что гимнами и историческими маршами я занимался много лет. В Петербурге Адмиралтейский оркестр часто участвовал в официальных церемониях с участием первых лиц государства. Мы играли музыку для многих коронованных особ Европы, начиная с покойной королевы Великобритании Елизаветы II. Во время торжеств, посвященных трехсотлетию Санкт-Петербурга, нашими слушателями в Эрмитаже были главы сорока государств! Тему диссертации мне подал мой первый научный руководитель Александр Сергеевич Белоненко. Он предложил мне исследовать музыкальные материалы конкурса 1943 года на создание гимна Советского Союза, которые в то время были практически не изучены и не известны широкой общественности (за исключением конкурсных работ Д. Д. Шостаковича). Работая над этими материалами в московских архивах, возник интерес – какова была стартовая позиция участников конкурса, от чего они отталкивались, какие гимны предыдущих времен оказали на них влияние? Поиски ответов на эти вопросы завели меня вглубь веков.

– Где собирали материалы для кандидатской? Как проходила работа? Что нашли в архивах?

– В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся работы участников конкурса 1943 года. Это огромный музыкальный и литературный материал, включающий более 220 сочинений. Многие работы были написаны на так называемый «утвержденный» текст С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана, но много работ и на другие тексты. Некоторые композиторы показали себя и как прекрасные стихотворцы. К их числу относятся Р. М. Глиэр и В. И. Мурадели. Для меня интрига исследования конкурсных работ заключалось в поиске ответа на вопрос: действительно ли «Песня партии» А. В. Александрова оказалась лучшей или это была синекура И. В. Сталина. Таким образом, моя работа разделилась на историческую часть и искусствоведческое (интонационное) исследование. К большому моему удовлетворению, песня Александрова действительно оказалась лучшей. Это подтвердило и время. Мы живем с музыкой Государственного гимна СССР, а теперь и современной России, уже 80 лет (с перерывом в десять лет девяностых годов). Эту музыку любят и знают все. Это музыкальный символ нашей страны, такой же, как герб и флаг.

Алексей Карабанов с князем Николаем Романовичем Романовым ( главой Дома) и его братом Дмитрием Романовичем. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

– Вы теперь знаете о создании гимна практически все. Поделитесь, пожалуйста, самыми интересными фактами.

– Первое исполнение «Песни о партии» А. В. Александрова состоялось на концерте, посвященном XVIII съезду ВКП(б). Ансамбль Красной армии спел ее так, как она была задумана автором – быстро и энергично. Но Сталин после концерта попросил исполнить песню еще раз – вдвое медленнее, распевно и торжественно. И все, даже автор, были удивлены новым гимническим характером песни. Сталин рекомендовал назвать ее «Гимн партии большевиков». С этим названием песня была издана в 1939 году. И еще: когда результаты конкурса 1943 года (первый и второй туры) не дали явного лидера, Сталин вызвал в Кремль Михалкова и Эль-Регистана, где им была поставлена задача написать новый текст к песне Александрова. Черновики правил лично Сталин, и он, по сути дела, соавтор текста. С ним песня и победила, став Государственным гимном Советского Союза с 1 января 1944 года.

– Вы – заслуженный артист и деятель искусств РФ. Какой совет дадите вашим начинающим коллегам – музыкантам?

– Творческая работа и жизнь музыканта – это бесконечная учеба и работа над собой. Мы постоянно учим и готовим к исполнению новые пьесы, постоянно расширяем свой репертуар, постоянно двигаемся вперед. Я желаю молодым музыкантам не терять студенческого, юношеского задора и сохранить на всю жизнь дивный вкус познания и интерес исполнения новой музыки, новых жанров и стилей, новых авторов. Двигайтесь вперед, не останавливаясь! Мир музыки – это единственный в природе вечный двигатель и вечное движение, perpetuum mobile!

Ольга Семёнова.

One Comment

Добавить комментарий